Где тут водится вежливая рыба?

Столичная фотохудожница влюбилась во Владивосток и открыла его... для нас самих

9 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3801 (135) от 9 сент. 2015
213d8337ed0dbae3fb550bc50538369a.jpg

Фотовыставка Елены Аносовой «Вежливая рыба» начала работу в центре современного искусства «Заря».

Несколько месяцев заезжий молодой фотограф прожила во Владивостоке, узнавая наш город с самых разных сторон и постепенно влюбляясь в него. Владивостокские коллеги Елены, к примеру известный фотокор Сергей Орлов, показывали ей не только сам город и его достопримечательности (как всем известные исторические памятники, так и объекты, интересные в первую очередь для фотографов), но и прекрасные окрестности приморской столицы: лотосовое озеро возле АртемГРЭС, бухты Русского острова и другие красоты.

Во Владивостоке Елена Аносова, которую галерист Александр Городний назвал «индивидом с проникновенным взглядом», искала приметы взаимопроникновения и взаимодействия двух культур – азиатской и европейской. Фотовыставка «Вежливая рыба» стала итогом таких поисков.

– Постоянный конфликт в природе мужского и женского, юного и зрелого, коллективного и индивидуального, восточного и западного через взаимодействие крайних противоположностей – это то, что в своем проекте Елена выносит на первый смысловой план, – объясняет куратор ЦСИ «Заря» Яна Гапоненко.

Утопающие в зарослях травы новенькие автомобили на Зеленом Углу, поклонники ушу, тренирующиеся на набережной Спортивной гавани, озеро лотосов (то самое, на которое ее возил Сергей Орлов) или каменные джунгли кампуса ДВФУ с его цивилизованной набережной – на фотоработах Елены Аносовой владивостокцы легко узнают родной город и его окрестности.

– Но наравне с этим, – продолжает рассказ Яна Гапоненко, – зритель вдруг узнает, что в центре Владивостока установлена детская площадка с китайскими иероглифами, а в Раздольном каждое лето работает детский военно-патриотический лагерь. Со снимков на нас смотрят современные жители региона: лица скрыты, границы размыты, азиаты – в европеизированном обществе, европейцы – с азиатским менталитетом. Естественная среда обитания героев, естественная пластичность самих персонажей «растворяет» их в городе, словно рыб в воде…

Внимательный зритель найдет в работах фотохудожницы визуальные аллюзии на «Рождение Венеры» Боттичелли (девушка, стоящая на обломке бетона словно на пороге чего-то нового в новом, свободном порту Владивостока) и на «Замерзшую Венеру» Рубенса (девушка с ребенком в слинге на спине, сидящая на корточках в саду камней ВГУЭС словно в попытке остаться незамеченной, но быть ближе к природе).

Владивостокская выставка Елены Аносовой одновременно служит, с одной стороны, личным итогом интенсивной работы художника наедине со своим предметом исследования, а с другой – автономной, долгожданной для города документацией стыка двух культур в одном месте. Используя традиционный для своих исследований метод погружения, Елена выявляет «феномен вежливой рыбы» – противоречивость и полярность двух противоположностей, двух сторон одной медали, различия между внешней вежливостью и внутренней осторожностью, – так присущий азиатскому миру.

Досье «В»

Елена Аносова живет и работает в Иркутске и в Москве. С 2013 года проходит обучение в Московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко. В 2015-м стала победителем международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, Балтийской биеннале фотографии «Фотомания» (направление «Документальная фотография»), победителем конкурса «Молодые фотографы России», лауреатом стипендии Министерства культуры РФ для молодых деятелей культуры и искусства.

     

Автор: Отдел новостей «В»