Диагноз: безнадежность?
Почему обращение в Приморский онкоцентр пациенты сравнивают с очередью в ад
Ситуация с онкологическими заболеваниями в Приморье складывается весьма непростая. Если в 2013 году было выявлено около 6100 впервые заболевших, а в 2014-м – более 6800, то за первое полугодие 2015 года рак впервые диагностирован уже у 3500 человек. Эти цифры свидетельствуют: заболеваемость злокачественными новообразованиями в крае неуклонно растет.
Растет в Приморье, как свидетельствует медицинская статистика, и смертность от рака.
У тех, кто столкнулся с этой бедой – у самих больных и их близких, – жизнь превращается в тяжелую и долгую борьбу с болезнью. Борьбу, в которой есть и соратники – врачи и современные технологии, и камни преткновения – странные лабиринты системы здравоохранения. У подавляющего большинства пациентов, которым поставлен страшный диагноз, путь один – в Приморский краевой онкологический диспансер. Однако пробиться на прием к врачу здесь не так-то просто: в очередях в регистратуру приморцы проводят порой не один день.
Проблема эта назрела давно. Приехавшие из Лазовского, Ольгинского, Хасанского и других удаленных районов края вынуждены ночевать в машинах, чтобы к утру быть пусть не первыми в очереди, но хотя бы одними из тех, кому удастся попасть на прием. Записаться по телефону невозможно: предварительная запись заполнена на месяц, а то и на два вперед. Регистрация по Интернету толком не работает.
Об этом неоднократно сообщали в нашу редакцию столкнувшиеся с этой проблемой люди. Почему сложилась такая ситуация и какой может быть из нее выход, корреспонденту «В» рассказала заведующая поликлиникой ГУЗ «Приморский краевой онкологический диспансер» Наталья Демиденко.
Технологии освоены. Врачей мало
– Наталья Константиновна, скажите, пожалуйста, неужели, чтобы записаться на прием к врачу, людям обязательно обивать пороги больницы? Не пора ли автоматизировать процесс и облегчить жизнь и больным, а врачам, и регистраторам?
– Мы давно освоили все технологии. Помимо личного обращения в окно регистратора, можно зайти на сайт для записи – oncoprim.ru, через него может записаться 40 человек в день. Есть регистрация по телефону (8(423)232-53-79. – Прим. авт.). Однако записаться через удаленные источники и попасть к врачу в этот же день невозможно. Предварительная запись заполнена на месяц вперед. Все-таки наиболее вероятный способ попасть к врачу в ближайшее время – приехать в поликлинику лично. Если человек едет издалека, мы в любом случае постараемся его устроить.
– Такая большая нагрузка? Сколько человек работает в поликлинике?
– Ежедневно на приеме работает 13 онкологов: два гинеколога, два уролога, дерматолог, отоларинголог, остальные – маммологи и хирурги. Дополнительно работает радиолог, каждый день собирается врачебная комиссия. Однако этого количества врачей явно недостаточно: в день нашу поликлинику посещает более 300 человек. Каждый врач работает минимум на 1,5 ставки. В месяц, например, специалист принимает около 800 пациентов, при том что его норматив – 400 консультаций. И каждому нужно уделить время, внимание.
– Неужели все обратившиеся приезжают с диагностированными злокачественными образованиями?
– В том-то и дело, что нет. В приказе краевого департамента здравоохранения в части порядка направления пациентов с онкопатологиями определено, что на прием к нам должны поступать пациенты, которые прошли необходимые обследования и имеют определенный диагноз. К нам же люди приезжают с пустыми медицинскими картами. В этом и заключается проблема: у нас не отлажена система первичной онкологической помощи.
Вот свежий пример. Поступил к нам человек из Дальнереченска с патологией легкого. По идее, при себе он должен иметь результаты бронхоскопии с биопсией, показания фтизиатра и прочее. Мы, в свою очередь, должны были бы посмотреть результаты его обследований, собрать врачебную комиссию, назначить лечение и при необходимости госпитализировать его. Но он приезжает – и у него ничего нет. Нам приходится назначать ему здесь необходимые анализы и исследования – не отправлять же человека обратно.
Часто бывает и такое, что диагноз не подтверждается. А это наше потраченное время. Поэтому и получается, что те, кто хочет обратиться к нам с поставленным диагнозом, не могут пробиться среди тех, кто ездит на консультации. В среднем в месяц к нам обращается почти семь тысяч человек!
Ресурсов не хватает
– Не секрет, что сегодня ситуация с диагностикой и лечением рака в России оценивается как катастрофическая. Как вы относитесь к идее материально поощрять врачей и поликлиники за выявление онкологических заболеваний на первой или второй стадии? Такую программу, например, разработали и начали внедрять власти Сахалинской области.
– Я положительно отношусь к этой идее. Но вот в чем казус: врачей, вообще способных диагностировать онкозаболевания, в районах нет! Мы говорим об отсутствии первичного звена на местах. Врачи-онкологи есть в Арсеньеве, Находке, Уссурийске, в Спасском районе, то есть в более или менее крупных муниципалитетах. А вот в Михайловском, Надеждинском, Уссурийском районах таких специалистов нет, даже из Артема к нам едут сотнями. А ведь это совсем рядом.
Почему бы там не взять на полставки врача-терапевта или хирурга, выучить его и организовать прием? Почему не сделать кабинет химиотерапии? Все возможно, но этим нужно заниматься. И эта работа, я бы сказала, – прямая обязанность главного врача на месте как организатора здравоохранения в своем районе. В первую очередь именно он и глава муниципального образования должны озаботиться этим вопросом на месте. Врач должен найти, трудоустроить или переобучить готового специалиста, глава района – помочь, если требуется, с помещением, выделением служебного жилья и так далее.
Сейчас мы планируем организовать запись на прием к нашим специалистам таким образом, чтобы пациента записывало лечебное учреждение и несло в какой-то мере ответственность – чтобы к нам поступали только обследованные больные.
– Так что же сейчас делать людям, которые приехали издалека, но на прием попасть не смогли?
– Мы неоднократно поднимали тему организации пансионата для приезжих. Однако воз и ныне там. Разместить людей у себя в поликлинике, как это обычно делается в типовых больницах, где на первом этаже существуют пансионаты, мы не можем. Мало того, здание, в котором базируется клиника, вообще не предназначено для организации многопрофильного онкологического центра. Изначально это была больница для партаппарата, потом ее перепрофилировали в детскую больницу. Сейчас в этом здании располагаются и поликлиника, и отделение хирургии, и реанимация, и оперблок, и диагностические службы. Где раньше был бассейн, располагается рентген-аппарат, на месте бывшей столовой – процедурные кабинеты химиотерапии. Квадратных метров катастрофически не хватает, а никаких филиалов у нас нет.
– А как же медицинский центр ДВФУ? Ведь он мог бы брать часть пациентов на себя…
– Медцентр ДВФУ является центром федерального значения, там нет онкологов, которые бы занимались диагностикой. Когда они открылись, у них было достаточно много квот на оказание высокотехнологической медицинской помощи. Мы отбирали пациентов, которые попадали под их критерии. Сейчас все квоты исчерпаны.
Хотелось бы добавить, что мы и сами были бы рады принимать наших пациентов в комфортных кабинетах, организовать просторный зал ожидания, решить проблему с очередями. Все мы бываем за границей и видим, как там организовано оказание медицинской помощи. Но пока нам не хватает ресурсов. Как материальных, так и людских…
Автор: Катерина МАТВЕЕВА