Городские проекты «упаковывают» для инвесторов

К планам по возведению ВКАД и ВЛАДЭКСПО присоединится Фонд развития Дальнего Востока

9 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3801 (135) от 9 сент. 2015

В рамках Восточного экономического форума состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона и администрацией Владивостока.

«Владивосток – это не просто точка роста, это настоящий центр восточной России»

«Совместная работа дает больше возможностей и ресурсов. Это и экономия городского бюджета, и профессиональный подход к инвестпроектам»

Документ, в частности, касается масштабных городских инфраструктурных проектов – Владивостокской кольцевой автодороги и выставочного комплекса ВЛАДЭКСПО. По мнению сторон, совместная работа в этом направлении, с одной стороны, позволит сэкономить бюджетные средства, а с другой – расширит круг потенциальных инвесторов.

По соседству с триллионами

Как заметил на подписании соглашения Алексей Чекунков, генеральный директор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, подобное соглашение само по себе уникально. Одной из сторон здесь выступает муниципалитет, в то время как работа фонда ведется в основном на региональном уровне.

– В большинстве случаев мы ведем профильные переговоры с регионами. С городами – большая редкость, – отметил он. – Просто таких городов, как Владивосток, на Дальнем Востоке больше нет. Я совершенно искренне утверждаю, что столица Приморья – это отдельная тема, это город-символ. Однажды я наполовину в шутку, наполовину всерьез предложил перенести сюда столицу России. Дело в том, что Владивосток ближе к мировой экономике, чем Москва. От столицы за два часа можно долететь максимум до Варшавы. Здесь же на расстоянии двухчасового авиарейса находятся города с населением в десятки миллионов человек, с триллионными экономиками. Азия – это будущее. Поэтому я не только как руководитель фонда, но и как член команды полпреда президента в ДВФО, вице-премьера Юрия Трутнева при каждой возможности пропагандирую то, что во Владивосток надо вкладывать все силы. Здесь должна быть мощная инфраструктура, здесь просто должно быть интересно жить.

Глава Владивостока Игорь Пушкарев, подписавший соглашение со стороны администрации города, отметил значимость мероприятия:

– Считаю важным шагом то, что инвестиционные проекты, предложенные администрацией города, привлекли внимание Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона, – подчеркнул он. – Радует, что интерес этот обоюдный и что он закреплен не только на словах, но и конкретным соглашением.

По словам Игоря Пушкарева, взаимное сотрудничество позволит привлечь средства фонда, а также грамотно подготовить городские проекты для дальнейшего их представления инвесторам.

– Фонд – это финансовый институт, который профессионально ориентирован на подобную работу, на «упаковывание» проектов, находящихся на концептуальной стадии, в понятные для бизнеса формы. Уверен, что вместе мы сможем найти пути к большему количеству потенциальных инвесторов и превратить эту работу в реальные инвестиции, – прокомментировал соглашение глава Владивостока.

Также Игорь Пушкарев отметил, что фонд ознакомился с предложениями муниципалитета задолго до проведения ВЭФ. В соглашение попали такие проекты, как ВЛАДЭКСПО, предполагающий создание на острове Русском нового выставочного комплекса, гостиниц и причалов. Также в документе закреплен проект Владивостокской кольцевой автодороги, которая теперь получила развитие в рамках транспортного коридора «Приморье-3».

– Задача фонда – правильно выстроить финансовые модели, чтобы привлечь инвесторов. Это необходимая работа. Уже то, что фонд подключился к проектам, -важный сигнал инвесторам и серьезная поддержка для нас. Так, например, проект ВКАД на данный момент оценивается ориентировочно в 60 миллиардов рублей. Когда мы одни занимаемся поиском партнеров, мы ограничены в средствах. Совместная работа дает больше возможностей и ресурсов. С одной стороны, это экономия городского бюджета. С другой – более профессиональный, учитывающий все нюансы подход к инвестпроектам, – сообщил глава Владивостока.

Бесплатный банк

– Соглашение подразумевает то, что мы фактически становимся бесплатным – в хорошем смысле слова – инвестиционным банком для города, – прокомментировал Алексей Чекунков. – Работа по привлечению инвесторов стоит немалых денег. Если какая-либо организация хочет нанять финансовый институт для анализа проектов, построения по ним финансовых моделей, создания презентаций, общения с инвесторами и прочее, то такая услуга на рынке может стоить ей миллионы долларов. Мы же занимаемся данными вопросами по роду деятельности. Но для нас это также оперативный, прямой канал общения с администрацией города, с очень энергичным мэром, у которого профессиональная команда. Они настроены на развитие Владивостока, на реализацию крупных проектов. Здесь взаимодействие очень важно, и мы хотим подчеркнуть свою приверженность, внимание и концентрацию сил в направлении приморской столицы. Мы здесь выступаем не только в качестве прямого инвестора, но и как интеграторы проектов. То есть как тот институт, который их грамотно опишет, подчеркнет наиболее выгодные стороны, придет с этими проектами к представителям бизнеса.

Инфраструктура – двигатель экономики

Серьезный вопрос: какой интерес у инвесторов может вызвать инфраструктура Владивостока?

– У бизнеса мотивация может быть только одна – получение прибыли, – подтвердил глава фонда. – Если они вкладывают средства зачем-то еще, кроме того, чтобы получать прибыль, то это уже не инвесторы, а филантропы. Наша задача – структурировать проект так, чтобы у предпринимателей была достаточная норма прибыльности при приемлемом уровне рисков. Как мне кажется, это возможно только в случае применения механизмов государственно-частного партнерства. Мы вырабатываем юридическую и финансовую модель, которая была бы привлекательна как для бюджета, так и для инвестора.

По словам Евгения Сидоренко, управляющего директора фонда и главы его владивостокского офиса, организация уже проанализировала ряд инфраструктурных проектов. Прежде всего они сконцентрированы на создании транспортной, промышленной и энергетической инфраструктуры.

– Как отметил президент России, наш фонд является источником очень длинных, гуманных с точки зрения стоимости капитала денег, – отметил Евгений Сидоренко. – Без инфраструктуры такой город, как Владивосток, в режиме свободного порта развиваться не может. Инфраструктура – двигатель любой экономики. Поэтому мы рассмотрели предварительную документацию по проекту ВКАД. Первый участок – вантовый мост между полуостровом Муравьева-Амурского и островом Елены и далее – на Русский остров. А также проект МТК «Приморье-3», который предполагает строительство моста на мыс Песчаный и далее – в Китай. Рассмотрели проектную документацию по созданию глубоководного пассажирского терминала на острове Русском и ВЛАДЭКСПО. Нам эти проекты кажутся наиболее интересными.

По его словам, в скором времени должны начаться инженерно-изыскательские работы, подготовка проектно-сметной документации для отправки в Главгосэкспертизу.

– Проекты находятся в начальной стадии, но существующие законы позволяют реализовывать такие проекты уже на этом этапе, и концессионер может взять на себя обязательства по проектированию, финансированию, строительству и эксплуатации объекта, – сообщил Евгений Сидоренко. – В отношении ВКАД и вантового моста на остров Елены и остров Русский мы готовы будем рассмотреть возможность начать проект с нуля, вложиться в подготовку проектно-сметной документации, как только будут проведены более детальные расчеты.

Представитель фонда отметил, что инфраструктурные проекты по своей природе являются долгосрочными и имеют низкую рентабельность.

– Тем не менее мы видим, что в долгосрочной перспективе это выгодный для инвесторов проект при условии, что кольцевая автодорога будет платной, – заключил он. – Есть и другой, альтернативный, вариант. Он возможен в том случае, если регион возьмет на себя нагрузку по оплате концедента, то есть будет расплачиваться с инвесторами за стройку в течение 40 лет через механизмы концессионных соглашений и ГЧП (государственно-частного партнерства).

Год Владивостока

– Еще накануне нового, 2015 года я разослал сотрудникам открытку, в которой объявил грядущие 12 месяцев годом Владивостока, – сообщил Алексей Чекунков. – Это было сделано еще до того, как президент России Владимир Путин в своем послании к Федеральному собранию предложил создать Свободный порт Владивостока. Мы понимаем, что развитие Дальнего Востока – это работа по развитию конкретных точек роста. И нет никаких сомнений, что Владивосток – это не просто точка роста, это настоящий центр восточной России. Соответственно, он должен стать местом приложения самых больших усилий. В том числе и в плане развития городской инфраструктуры. Надеемся, что наше сотрудничество с муниципалитетом, наши инвестиции, инвестиции наших партнеров приобретут материальную форму в ближайшее время.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ