Здесь центр России. Восточной

Результаты ВЭФ-2015: подписаны соглашения о сотрудничестве по самым перспективным городским проектам

9 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3801 (135) от 9 сент. 2015
14f16be15885c9c2afb052b892cd0fe7.jpg

Самые яркие и определяющие моменты инвестиционного российско-азиатского саммита по версии «В»

Гости Восточного экономического форума, состоявшегося на прошлой неделе на острове Русском, разъехались по домам, а его организаторы подводят предварительные итоги.

Проекты Владивостока

В работе инвестиционного форума активное участие приняла представительная делегация администрации Владивостока во главе с мэром Игорем Пушкаревым. Город стал не просто радушным хозяином столь значимого для российского Дальнего Востока международного мероприятия, но и представил собственные перспективные и заманчивые для потенциальных инвесторов проекты.

Так, в работе ключевой секции «Развитие городов» только Владивостоку дали возможность представить себя во всей красе. Остальные участники этого круглого стола, представлявшие крупные города России, Японии, Китая и Южной Кореи, лишь обменялись мнениями о перспективах крупнейших мегаполисов Азиатско-Тихоокеанского региона.

В ходе работы секции был представлен доклад о перспективном развитии Владивостока и всей Владивостокской трансграничной агломерации. В докладе отмечалась необходимость сопряжения (то есть интеграции и взаимного дополнения) инфраструктуры российского Дальнего Востока и стран АТР уже в ближайшей перспективе. К слову, опыт трансграничной интеграции все активнее используется в мире, в том числе и в АТР.

Градостроительными решениями такой интеграции могут стать три взаимосвязанных проекта: международный транспортный коридор (МТК) «Приморье-3», Владивостокская кольцевая автодорога (ВКАД) и конгрессно-выставочный комплекс ВЛАДЭКСПО. Эти проекты призваны включить Владивосток в современную активную систему региональных связей АТР. Кроме того, данные объекты задают новый планировочный каркас Владивостокской трансграничной агломерации и Свободному порту Владивостока.

В докладе детально обоснована необходимость создания МТК «Приморье-3». Соединение китайского города Хуньчуня с Владивостоком с помощью трансграничного автомобильно-железнодорожного маршрута длиной 45 – 48 км, включающего в себя также мост через Амурский залив (Владивосток – мыс Песчаный) длиной 10 км, сократит путь из Владивостока в Северо-Восточный Китай с 4 часов (по ныне действующей трассе) до 40 минут.

Новый маршрут даст мощный импульс развитию портов Владивостока и всего Приморья, поможет вдохнуть новую жизнь в Транссиб, обеспечив его дополнительными объемами грузов. Проектируемый транспортный коридор может стать конкретным сопряжением восточной части масштабного китайского проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и транспортной системы Приморья. МТК «Приморье-3» прекрасно вписывается в проект Владивостокской кольцевой автодороги, о котором «В» уже неоднократно рассказывал на своих страницах.

В докладе администрации Владивостока подчеркнуто, что в России и Китае накоплен опыт, позволяющий обеспечить проектирование и экологически безопасное строительство транспортного коридора.

Кстати, «Приморье-3» детально рассмотрели в РАО «Российские железные дороги» и теперь всячески его поддерживают.

Инвестиционный проект ВЛАД-ЭКСПО может стать важной частью ТОСЭР «Остров Русский», не только конгрессно-выставочным, но и культурно-познавательным центром. По своим качествам он не должен уступать ни Всемирному экспоцентру в Даляне, ни Пусанскому выставочному конференц-центру, ни конгресс-холлу «Токи Мессе» в Ниигате, ни «Крокус Сити Холлу» в Москве. И уж точно он станет еще одной площадкой для следующих экономических форумов, посвященных Дальнему Востоку.

В завершение доклада прозвучал призыв: «Свободный порт Владивостока приглашает российских и зарубежных партнеров не только для удачного вложения инвестиций, но и к участию в общем деле создания экономической открытости нового типа, активно использующей возможности интегральной инфраструктуры, межкультурное взаимодействие и многоэтничность. Исторический опыт нашего города подтверждает правильность выбранного пути».

Ключевая роль свободного порта

Еще одной важной для нашего города стала сессия «Свободный порт Владивостока на карте инвестиционных зон АТР». В связи с ее значимостью гостям форума о первой подобной свободной экономической зоне в России рассказал заместитель председателя правительства РФ – полномочный представитель президента в ДВФО Юрий Трутнев.

Ключевая мысль заключается в том, что Россия на Дальнем Востоке предлагает потенциальным партнерам по-настоящему эксклюзивные возможности и преференции. Так, 30 марта 2015 года вступил в силу закон о территориях опережающего развития. Государство будет и дальше вместе с инвесторами вести работу по стимулированию проектов, реализуемых на Дальнем Востоке. Резидентам ТОР предоставляют особые условия для организации новых производств, льготные налоговые режимы, меры административной поддержки, содействие в развитии инфраструктуры. На Дальнем Востоке создано уже девять таких территорий: в Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской области, на Чукотке и Камчатке. В планах – организация подобных площадок на островах Русском и Большом Уссурийском, в других регионах Дальнего Востока.

Еще более широкий набор преференций получат резиденты Свободного порта Владивостока. Уже в октябре вступает в силу соответствующий закон, его действие распространится на все ключевые порты юга Приморья – от Зарубино до Находки, а также на 15 муниципальных образований, где проживает почти 75 процентов населения Приморского края – полтора миллиона человек.

Для бизнеса здесь значительно упрощаются и облегчаются процедуры прохождения границы. Вместо многочисленных контролеров на границе вводится единый орган, сами пункты пропуска будут работать круглосуточно, предусмотрено и предварительное электронное декларирование грузов. Иностранные граждане, прибывающие на территорию России через Свободный порт Владивостока, получат возможность оформить восьмидневную визу прямо на границе – это еще и стимул для развития туризма и индустрии отдыха и развлечений.

Резидентам свободного порта будут предоставлены льготы по страховым взносам и налоговым платежам, а также режим свободной таможенной зоны. Эти меры позволят сформировать мощный транспортный, а в перспективе и индустриальный узел, ориентированный на потребности не только Дальнего Востока, но и всего АТР. Он должен дать стимул для развития международной торговли, раскрыть большой потенциал, который сосредоточен на юге Дальнего Востока.

Серьезный интерес к использованию возможностей Свободного порта Владивостока проявляют наши западноевропейские, японские, корейские, китайские партнеры, особенно из приграничных провинций Китайской Народной Республики. Для них это прямой, кратчайший, а значит, самый экономически эффективный выход на международные морские пути. На тихоокеанских окраинах России удалось выработать удачную и конкурентную формулу свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшие зарубежные практики.

Кстати, президент РФ уже предложил правительству рассмотреть вопрос о распространении режима свободного порта на другие узловые гавани Дальнего Востока.

Нельзя не сказать еще о ряде программ развития на территории Приморья. К примеру, Роснефть совместно с партнерами планирует вложить в обозримой перспективе в развитие своих дальневосточных проектов более 1,3 триллиона рублей, что даст мультипликативный эффект около 6,6 триллиона рублей и позволит создать около 100 тысяч новых рабочих мест. В первую очередь речь идет о Восточной нефтехимической компании под Находкой. Также в смежных отраслях будет произведено продукции еще на 6 триллионов рублей в течение 20 лет. В тот же период бюджет получит дополнительные налоги примерно в объеме 4 триллионов.

Будет, конечно, развиваться и судостроительный кластер. Уже принято на самом высшем уровне решение с целью ускорения модернизации дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда» инвестировать из ресурсов компании «Роснефтегаз» 60 миллиардов рублей. Средства там есть, это надежный источник. Важно только, чтобы все было эффективно использовано. Средства Роснефтегаза являются эффективным инструментом, это льготный ресурс, который дает возможность для глубокого переустройства завода и создания на его базе современного кластера гражданского судостроения, производства морской техники для разведки, добычи, транспортировки углеводородов.

Одним из центров взаимодействия в АТР становится Дальневосточный федеральный университет, где и состоялся форум. Он станет площадкой для выработки новых идей, для решения задач развития и России, и всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Университет в том виде, в котором его сейчас увидели гости ВЭФ, создан всего три года назад. Сегодня совместно с коллегами из Китая, Японии, ряда других стран АТР, а также из Индии и с участием бизнеса здесь активно ведут фундаментальные и прикладные исследования. Сюда приезжают учиться молодые люди из различных регионов России. Многие из них свяжут свое будущее именно с Дальним Востоком. Регион нуждается в квалифицированных специалистах, ученых, инженерах, управляющих, организаторах производства, рабочих с уникальной квалификацией и компетенциями.

Поиском и привлечением таких людей будет заниматься специально созданное на Дальнем Востоке Агентство по развитию человеческого капитала. Но это уже разговор для следующих Восточных экономических форумов.

   

Автор: Николай КУТЕНКИХ