​Владивосток встречает Восточный экономический форум

Какие проекты представит город потенциальным инвесторам

2 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3797 (131) от 2 сент. 2015
8945409045d294ecf0ca5e8ab4195c1f.jpg

К созданию трансграничного интегрально-инфраструктурного комплекса свободного порта Владивостока: градостроительное решение

Доклад главы администрации города Владивостока Игоря Пушкарева на Восточном экономическом форуме

Восточный экономический форум дает нам шанс не только для предъявления инвестиционных возможностей. Это еще и простраивание перспектив Владивостока, его самоопределение в новых обстоятельствах.

Придя во Владивосток как ежегодное международное мероприятие высокого уровня, Восточный экономический форум продолжает тренд, заданный саммитом АТЭС. Но если в период подготовки к саммиту главные усилия концентрировались на сосредоточении Владивостока – соединении его полуостровного и островного районов, то вновь учрежденный форум приходится на время, когда наш город «выходит вовне».

Используя заделы саммита, он становится реальной основой формирования и агломерации вокруг залива Петра Великого и территории свободного порта из 15 муниципальных образований.

Кроме того, в силу общего исторического момента и по причине своей уникальной географии Владивосток оказался в фокусе сопряжения евразийских инфраструктурных мегапроектов России и стран Северно-Восточной Азии, ее материковой и островной частей.

В этих условиях необходимо создание специального планировочного каркаса, позволяющего комплексно осуществлять разноплановое сопряжение и управлять его эффектами.

Планировочный каркас для сопряжения и соразвития

Слово «сопряжение» новое в нашем административном лексиконе. Оно появилось 8 мая 2015 г., когда президентом России В. В. Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином было подписано Совместное заявление. Данное слово означает совмещение нескольких объектов при сохранении их относительной автономности, а применительно к указанному заявлению – взаимодополнение возможностей интеграционных моделей и ресурсов, выстраивание общего экономического пространства как полицентричного и многоукладного.

Аналог такого пространства наблюдается в новом градостроительном тренде Восточной Азии – формировании «умных» сетецентричных городов. Мы считаем, что на эту модель есть смысл ориентироваться и Большому Владивостоку, естественно, дополнив ее нашей спецификой.

Важно отметить, что российской стороной кроме политики Евразийской экономической интеграции еще сформулирована идея «Транс-Евразийского пояса развития» (ТЕПР), близкая по духу инициативам соседей, но первая по времени своего выдвижения.

Особенностью этой модели, представленной градостроительному сообществу на Владивостокском урбанистическом форуме в ноябре 2014 г., является ставка на создание трансграничной интегральной инфраструктуры (или мультиинфраструктуры) – гибкого единства транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, связывающего территории соседних государств в целях стабильности и соразвития.

Мы считаем, что город Владивосток, Владивостокская агломерация и особенно Свободный порт Владивостока могут стать своего рода полигоном для испытания интегральной конструкции такого рода. С ее помощью транспортно-коммуникативное строительство способно стать инструментом переноса технологий и в целом модернизации.

Мы назвали данную конструкцию и сценарий ее создания «трансграничным интегрально-инфраструктурным комплексом Свободного порта Владивостока». К его важнейшим частям относятся три ключевых объекта инвестиций, презентацию которых мы подготовили для этого форума.

Во-первых, это скоростная автомобильная дорога вдоль Амурского залива с мостовым переходом на остров Русский общей длиной 22,6 км. Вместе с построенной к саммиту АТЭС трассой Патрокл – Седанка она образует так называемую Владивостокскую кольцевую автодорогу – ВКАД. Общая стоимость ее проектирования и строительства оценивается в 61,7 млрд руб. (в ценах 2014 года). А первая очередь, связывающая город с островом Русским новым мостом, – 10,7 млрд руб. (в ценах 2014 года). Срок реализации проекта – 3 года. При 100-процентном частном инвестировании дисконтированный и простой периоды окупаемости – 50 и 16 лет соответственно.

Во-вторых, предполагается строительство выставочного центра ВЛАДЭКСПО общей площадью 70 тыс. кв. м, точнее, создание конгресс-выставочной и культурно-познавательной туристской дестинации «Босфор-Восточный» на полуострове Саперном острова Русского, которая станет важной частью ТОСЭР «Остров Русский». Объем необходимых инвестиций – 7,15 млрд руб. Срок строительства – 3 года. Прогнозируемый срок окупаемости – 10 лет.

Отметим, что названные объекты имеют прямое отношение к формированию планировочных осей и опорных центров трансграничной агломерации, способных обеспечить эффективное сопряжение в ареале Расширенной Туманганской Инициативы и вблизи «пилотной зоны Чан-Цзи-Ту», недавно усиленной скоростной железнодорожной магистралью Чанчунь – Хуньчунь. С последним фактом связано наше третье инвестиционное предложение.

«Зеленый» коридор «Приморье-3»

21 мая 2015 г. первый секретарь комитета КПК провинции Цзилинь КНР Баинь Чаолу заявил о намерении китайской стороны соединить Хуньчунь с Владивостоком продолжением высокоскоростной железной дороги, идущей из Пекина. По данным экспертов группы компаний «Транзит-ДВ», ежегодно в северо-восточных провинциях Китая формируется грузовая база порядка 100 – 120 млн тонн. Кроме того, значительно возрос интерес к Владивостоку у китайских туристов. В этом отношении указанное соединение может открыть новые возможности для сопряжения и соразвития.

Реализация данной идеи требует создания специальной транспортной сети, работающей на благо всей агломерации, используя потенциал сложносоставной планировочной структуры Владивостока. Напомню, что она состоит из материково-полуостровной, островной частей, а также полуострова Песчаного на западном берегу Амурского залива. Последний расположен всего в 40 км от российско-китайской границы и в 10 км по морю от основной территории нашего города, но в 140 км от нее – по автомобильной трассе, в 166 км – по ж/д.

Соединение Хуньчуня с Владивостоком с помощью нового пункта пропуска «Фэньшуйлин – Погран-Петровка», «зеленого строительства» трансграничного автомобильно-железнодорожного маршрута длиной 45 – 48 км с совмещенным мостовым переходом через Амурский залив (10 км), выходящим на ВКАД, сократит путь из Владивостока в Северо-Восточный Китай с 4 часов до 40 мин. А ВКАД обеспечит его оптимальное включение в существующую транспортную систему города.

В связи с этим мы подготовили третье базовое инвестиционное предложение под условным названием «Приморье-3». Оно призвано возродить и модернизировать указанное направление, частично существовавшее еще до 1950-х гг. Срок реализации предлагаемого проекта – 4 года. Объем необходимых инвестиций – 122 млрд руб. Прогнозируемый срок окупаемости – дисконтированный – 26 лет, простой – 7 лет.

Вместе с тем проектирование и строительство указанного коридора может стать предметом небывалого научно-технического сотрудничества России и Китая при участии других стран региона. Ведь в первую очередь он должен быть высокоэкологичным. Для этого имеется успешный опыт: российский – по созданию совмещенной дороги Адлер – Красная Поляна в Сочинском национальном парке и китайский – строительство отрезка Голмуд – Лхаса Цинхай-Тибетской железной дороги, также проходящего через заповедные территории. В нашем случае основная часть маршрута (33 км) затрагивает зону хозяйственного назначения национального парка, 6 км пролегает по рекреационной зоне и только 6 км – по особо охраняемой пограничной зоне. Объединив научные потенциалы, мы можем совершить прорыв к технологиям «зеленой экономики», принадлежащей уже к следующему укладу.

Вместе с тем указанная инновация не может не сказаться на общем состоянии транспортно-логистической системы всей Северо-Восточной Азии. Мы исходим из того, что при соответствующей инженерной подготовке, казалось бы, невыгодное полуостровное положение Владивостока и его специфическая рассредоточенность, унаследованная от времен города-крепости, позволят эффективно управлять транзитным потенциалом территории большего масштаба, чем только городской округ.

Реальность Транссиба и БАМа, факторы «зоны Чан-Цзи-Ту», коридора Раджин – Хасан и Северного морского пути, перспективы Транскорейской магистрали и формирования инфраструктурного Япономорского кольца повышают роль Владивостока как своего рода «переключающего устройства» для потоков Северо-Восточной Азии, диктуют необходимость пересмотра самой концепции транспортных коридоров, разработанной в 2000 г. с участием ДНИИМФа. Потому строительство Владивостокской кольцевой автомобильной дороги, а также коридора «Приморье-3» рассматривается нами не только как решение городской транспортной проблемы, но и как важнейший элемент формирования каркаса региональной сообщительности.

Организация общественного пространства – новые компетенции делового центра

Отметим, что эффективность планируемого сопряжения может значительно повыситься благодаря развитию Владивостока в качестве регионального делового центра, чему во многом способствует событие Восточного экономического форума. Ежегодно он будет собирать во Владивостоке руководителей крупнейших российских и иностранных компаний для наращивания взаимодействия, привлечения инвестиций в экономику Дальнего Востока России.

Провозглашенное сопряжение не отменяет некоторую состязательность между странами Евразии за продвижение своих возможностей и продуктов. Ее результат во многом будет зависеть от состояния отечественной конгресс-выставочной инфраструктуры, от качества осуществляемой нами презентационно-имиджевой деятельности и организации общественных пространств.

Как и в случае Петербургского экономического форума, который с 2006 года проводится на территории выставочного комплекса «ЛЕНЭКСПО» на Васильевском острове, вновь учрежденному Восточному экономическому форуму требуется свой «дом». По своим качествам он не должен уступать ни Всемирному Экспо-центру в Даляне, ни Пусанскому выставочному конференц-центру, ни конгресс-холлу «Токи Мессе» в Ниигате.

Кроме того, формируемому региону Северо-Восточной Азии нужна площадка, предъявляющая факт общей судьбы, общее дело, обеспечивающее мир и стабильность. Таковым мы считаем переход совместными усилиями к новому технопромышленному и социокультурному «знаньевому» укладу, повышение качества человеческой жизни, культивирование глобального мышления, учитывающего национально-этническую и региональную специфику.

Очевидно, что на базе будущего «дома» Восточного экономического форума при активном участии ДВФУ, технопарка острова Русского и всего населения Владивостока должны разрабатываться технологии управления возникновением знаний на стыке разных культур и цивилизаций, без которых невозможно эффективное сотрудничество.

Поэтому, как уже отмечалось, нами подготовлено инвестиционное предложение относительно создания в поселке Поспелово острова Русского не только ВЛАДЭКСПО, но и целой системы конгресс-выставочной и культурно-познавательной туристской дестинации под названием «Босфор-Восточный». Она призвана стать ядром деловой инфраструктуры Владивостока.

В качестве ее важнейшего элемента рассматривается кросс-культурный форум искусств и знаний. Линейка его событий и постоянные интерактивные экспозиции будут помогать сравнению традиций стран региона, занимательно обучать практическому востоковедению и россиеведению жителей, а также гостей города; раскрывать историческую судьбу Владивостока в масштабе страны и по меньшей мере Северо-Восточной Азии.

Форум искусств и знаний должен служить площадкой для воплощения новых решений. На его платформе ожидается проведение международного фестиваля, дополняющего Восточный экономический форум, подтягивающего поток туристов из стран региона, предоставляющего им возможности для цивилизационного самоопределения.

В условиях создания Свободного порта Владивостока целенаправленное формирование цивилизационной идентичности крайне необходимо. Ее производство во Владивостоке – не меньший залог нашей привлекательности, чем создание особого инвестиционного климата.

Мы приглашаем в Свободный порт Владивостока не только для удачного вложения инвестиций, но и к участию в общем деле создания экономической открытости нового типа, активно использующей возможности интегральной инфраструктуры, позитивные эффекты межкультурного взаимодействия и многоэтничности. Исторический опыт нашего города подтверждает правильность выбранного пути.