Школьники планируют будущее региона

Крупнейшая детская проектная школа проходит в эти дни во Всероссийском детском центре «Океан». Проекты ее участников, посвященные решению актуальных проблем Дальнего Востока, в перспективе могут серьезно повлиять на развитие региона.

1 сент. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3796 (130) от 1 сент. 2015
289b8d021e78c5428fd5934e7610767f.jpg

Когда традиции приходят к инновациям

Участники Тихоокеанской проектной школы под руководством опытных педагогов обучаются проектному методу решения задач – от образовательных и экономических до политических. Решать такие задачи они будут на примере личных разработок, созданных во время смены.

Как утверждают организаторы проектной школы – компания «Иннопрактика» и Всероссийский детский центр «Океан» – при активной поддержке администрации Владивостока, такую смену не случайно решили провести в ВДЦ «Океан»: здесь сложились сильные образовательные традиции, благодаря которым организаторы смогли реализовать инновационную образовательную программу, основанную на уникальных отечественных разработках. Успешное осуществление программы в перспективе может привести к созданию на ее основе постоянной школы.

Оценкой проектов 8 сентября займется экспертное жюри, в состав которого входят представители городской администрации, преподаватели ДВФУ и члены бизнес-сообщества. При этом экономической и научной экспертной оценке проекты подвергаются постоянно: по утверждению организаторов, одно из ключевых отличий Тихоокеанской проектной школы от подобных ей программ – в большой привязке всех разработок к реальной жизни.

Проекты будут доступны для всеобщего обозрения на выставке, которая пройдет здесь же, в ВДЦ «Океан».

Серьезный подход

Организаторы школы вполне обоснованно поставили перед собой столь высокую планку: проектный метод сегодня активно распространяется по всему миру. За рубежом такое обучение могут пройти даже взрослые. Во Владивостоке подобная технология используется школой «Молодежная инициатива», на семинарах которой дорабатываются проекты участников.

Но методика, по которой преподают в Тихоокеанской проектной школе, – это уникальная разработка отечественных педагогов. До недавнего времени слабым звеном проектного метода считался низкий процент успешно реализованных идей. В технологии же, доработанной специалистами школы, этот процент значительно вырос.

Рабочий день участников Тихоокеанской проектной школы делится на две части. В первой половине дня у ребят проектные сессии, на которых они проходят все этапы создания собственного проекта, включая обсуждение с приглашенными экспертами. Исследование ведется по четырем направлениям – «Международные отношения», «Транспорт и логистика», «Инновационная промышленность» и «Среда жизни человека и общества». По каждому направлению группы, в которую объединяются несколько учеников школы, разрабатывают одну конкретную проблему. Например, группа по направлению «Среда жизни» всерьез взялась за лесные пожары, а в секции политики пока же ведутся бурные дискуссии. Как отмечает руководитель направления «Международные отношения» Антонина Громыко, главное в ее теме – владеть фактами и уметь грамотно ими распоряжаться, а не руководствоваться одними лишь эмоциями.

Во второй половине в школе для всех любознательных работает секция «Научно-техническое творчество молодежи» (НТТМ) – это 14 мастерских и лабораторий. Здесь опытные педагоги, представляющие научные институты Владивостока и других городов России, ставят опыты вместе с ребятами, учат их обращаться со сложной техникой и компьютерными программами, а также выезжают с ними на специальные экскурсии.

Проект начинается с… щенка

Дети, приехавшие на Тихоокеанскую проектную школу (из Приморья тут примерно четверть), в большинстве своем уже имеют за плечами опыт разработки проектов.

Так, Максим Любавин из Тамбова поставил себе задачу облегчить работу дорожным службам. По его информации, полученной из интернет-форумов и СМИ, в Приморье, за пределами Владивостока, дороги приходится постоянно ремонтировать. Выход из этой ситуации он видит в использовании при строительстве трасс инновационных материалов, которые сегодня активно применяют наши зарубежные соседи. Это, по расчетам Максима, позволит существенно снизить расходы на содержание дорог.

В НТТМ Максим выбрал тему разработки интерфейсов, а полученные знания он планирует применить в разрабатываемом им проекте для создания тематического сайта.

Александр Пачко из Саратова метит в дипломаты и на семинарах школы изучает российско-японские отношения. Уверяет, что на подобные образовательные программы ездит за опытом. Уже научился адекватно воспринимать критику и грамотно критиковать проекты товарищей, говорит, без этого работа не заладится.

Екатерина из лицея информационных технологий ДВФУ до приезда в Тихоокеанскую проектную школу на примере собственного щенка изучала, каким командам легче обучить собаку. После окончания лицея хочет поступить в медицинский университет, может, поэтому ей особенно понравилась беседа с преподавателем школы о вирусных заболеваниях свиней. Говорит, что такого на обычных уроках не услышишь.

Уместить годы в игру

В конце смены для ребят проведут так называемую STEM-игру (аббревиатура от англ. Science, Technology, Engineering, Math), способную «ускорять» время. Дело в том, что в жизни на осуществление проектов и оценку их последствий, как правило, уходит до нескольких лет. А перед организаторами школы стояла задача показать этот процесс в миниатюре. Для этого и решено было устроить игру.

На разработку проектов, темы которых определены заранее (они, как и тема всей смены, коснутся проблем региона), отведено по полтора часа. Затем следует обсуждение с организаторами. Разговор коснется успешности предложенного решения, степени эффективности каждого отдельного участника команды, а также взаимосвязи темы проекта с реальной жизнью.

За время игры ребята смогут попробовать себя в одной из трех ролей – исследователя, инженера или управляющего. Первый отвечает за разработку исходной гипотезы для проекта, инженер находит решение предложенной задачи, а управляющий определяет алгоритм действий и осуществляет поиск ресурсов: персонала, денег, станков. Разделение на специальности, по мысли авторов игры, позволит ребятам точнее определить собственную роль в будущем.

 

Автор: Антон ВАЛЬТОН