Хуньчунь вспоминает историю

В китайском городе Хуньчунь, который традиционно считается приграничной туристической Меккой приморцев, открылась уникальная выставка. В местном музее разместилась экспозиция картин и фотографий, приуроченная к 70-летию окончания Второй мировой войны.

27 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3794 (128) от 27 авг. 2015

Как рассказал руководитель министерства пропаганды города Хуньчунь Лио Лин По, место проведения и дата открытия выставки были выбраны отнюдь не случайно:

– Хуньчунь – это уникальный город на границе трех стран. Мы открыли выставку именно здесь, потому что три народа: русские, китайцы, корейцы – вместе боролись с милитаристской Японией.

Все экспонаты для выставки предоставил музей имени Арсеньева, в том числе уникальную серию работ фронтового фотокорреспондента Александра Становова, который запечатлел на пленку весь боевой путь Советской армии по сопкам Маньчжурии.

Стареньким ФЭДом он снимал своих товарищей и боевые эпизоды. Слова из песни: «С «Лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом…» – относятся и к автору снимков.

В апреле 1945 года 5-я армия, где служил фотокорреспондентом Александр Иванович, была выведена из резерва Ставки Верховного Главнокомандования, а затем переброшена на Дальний Восток в состав Приморской группы войск 1-го Дальневосточного фронта. Поставленная для прорыва укрепленных районов на Муданьцзянском направлении, 5-я армия считалась самой сильной из всех армий Дальневосточного фронта. Она имела боевой опыт прорывов немецких укрепленных оборонительных полос, подобных укрепрайонам на границе Маньчжурии.

Наступление войск 1-го Дальневосточного фронта на Приморско-Маньчжурском направлении началось внезапно в час ночи под проливным дождем. Уже в течение первого дня соединения и части Советской армии пробили брешь в укрепленных районах и продвинулись вглубь Маньчжурии до 20 км. Надежда японской армии, что противник не пойдет по труднопроходимым болотам, горным перевалам и тайге, не оправдалась. Прорыв рубежей для них стал полной неожиданностью.

На фотографиях можно увидеть, как подтягиваются к границе колонны танков, как выстроились в укрытии знаменитые «катюши», как напряженно стоят в ожидании у своих орудий артиллеристы. На многих фотографиях запечатлены моменты боя, форсирование рек, взятие мостов, лица пленных, трофейное оружие противника, минуты передышки после боя…

Как завершающий этап этой серии фотодокументов – проводы домой. Советские солдаты перед возвращением на родину победным маршем прошли через арки почета, сооруженные населением Маньчжурии.

Были, конечно, и другие авторы, запечатлевшие эти события. Например, в качестве военного кинооператора в это же время в Маньчжурии находился Алексей Кушешвили, а также фотокорреспондент Николай Назаров. Одним из тех, кто освещал работу тыла в Приморье, был Павел Русанов – советский кинооператор, режиссер и сценарист документального кино. Благодаря работе этих людей в годы войны в музее сформирован фонд фотодокументов, раскрывающих один из сложных периодов в жизни Приморского края. По прошествии времени эти материалы приобретают все большую значимость, а снятые на пленку моменты становятся для будущих поколений самым достоверным источником.

А для сотен жителей Хуньчуня, которые уже посетили выставку, эти фотографии и материалы стали и откровением, и уроком истории.

  

Автор: Михаил НЕЩЕДРИН