Японским партнерам рассказали о перспективах Владивостока

Во Владивостоке завершила работу 25-я (юбилейная)конференция мэров городов Восточной Сибири и Дальнего Востока и мэров городов Западного побережья Японии. Его участники подписали совместное коммюнике о сотрудничестве ассоциаций городов двух стран.

27 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3794 (128) от 27 авг. 2015

В завершение двухдневной дискуссии выступил глава Владивостока Игорь Пушкарев:

– Важнейшей задачей для нашей страны и нашего города является поиск новых источников экономического роста. Одним из приоритетных направлений становится сотрудничество Восточной Сибири и Дальнего Востока с западными префектурами Японии.

Подготовлена программа развития Владивостока, в ее основе – функции хаба, экспорт высокотехнологичных товаров в страны АТР, рост международных связей на фоне увеличения деловой активности, создание комфортного инвестиционного климата, продвижение малого и среднего предпринимательства.

Колоссальные преимущества предоставляет Свободный порт Владивостока, работы над созданием которого сейчас активно ведутся. Его резидентами могут стать любые юридические лица и индивидуальные предприниматели. Участникам предлагаются беспрецедентные льготы, особенно это касается налога на прибыль. Совокупное снижение налоговой нагрузки составит от 40 до 48 процентов в зависимости от особенностей ведения бизнеса. Предусмотрены и другие преимущества, например, облегченный таможенный и пограничный режим. Разрешен беспошлинный ввоз товаров с целью потребления и использования в производстве на территории порта. Предлагаются особые условия деятельности для резидентов, касающиеся контроля и надзора, приоритетного подключения к объектам инфраструктуры. Иностранцы смогут приезжать к нам без наличия виз в качестве туристов или по делам бизнеса на срок до 8 суток.

Особую поддержку от государства получит промышленный кластер города и края в виде налоговых льгот, для чего с каждым производителем будет заключаться отдельный специальный контракт. Государство предоставит резидентам бесплатную дорожную и инженерную инфраструктуру. Для резидентов свободного порта предусмотрены преференции и льготы по налогу на прибыль: в первые пять лет применяется пониженная ставка – не более 5%, в течение следующих пяти лет – 10%.

Владивосток расширяет свое экономическое пространство в рамках трансграничной агломерации и свободного порта, в который включено 15 муниципальных образований южного и частично центрального Приморья.

Идея свободного порта подразумевает и строительство предприятий, морских терминалов, железных дорог, и расширение авиамаршрутов, и появление новых сервисных и десятков смежных отраслей. А в конечном счете это повышение благосостояния каждого жителя как Владивостока, так и всех территорий, входящих в зону свободного порта.

Все это создается для людей. Планируемые изменения повлекут за собой создание новых высокооплачиваемых рабочих мест, обеспечат дополнительные возможности для развития бизнеса, большие налоговые поступления в бюджет, а значит, новые дороги, детские сады, школы, больницы и поликлиники, стадионы и катки, ремонт многоквартирных домов, то есть развитие города в целом.

Стоит также упомянуть создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Здесь также устанавливается особый правовой режим для предпринимательской деятельности с целью привлечения инвестиций и создания комфортных и благоприятных условий для проживания.

Эффект синергии усилий неизбежен. Именно поэтому администрация города делает максимально все возможное для реализации задуманного.

К примеру, только ТОСЭР на острове Русском привлечет примерно 75 миллиардов рублей частных инвестиций и около 9 миллиардов бюджетных средств.

При успешной реализации проектов Свободного порта Владивостока и других валовый региональный продукт (ВРП) Приморского края к 2021 году составит 1 трлн 106 млрд рублей, а это рост в 1,7 раза по отношению к результатам 2015 года. В 2034 году рост будет на уровне 3,4 раза. На территории Свободного порта Владивостока и ТОСЭР на Русском будут созданы новые рабочие места: к 2021 году – около 89 тысяч, а к 2034 году и вовсе до 470 тысяч. И это только предварительные оценки с осторожным оптимизмом.

В градостроительном плане описанное пространство возможностей подкрепляется созданием нового планировочного каркаса, соответствующего масштабам трансграничной агломерации и Свободного порта Владивостока. Данный процесс осуществляется на основе трех предынвестиционных проектов, подготовленных к Восточному экономическому форуму.

Во-первых, это скоростная автомобильная дорога вдоль Амурского залива с мостовым переходом на остров Русский общей длиной 22,6 км. Вместе с построенной к саммиту АТЭС трассой Патрокл – Седанка она образует так называемую Владивостокскую кольцевую автодорогу – ВКАД.

Во-вторых, предполагается строительство выставочного центра ВЛАДЭКСПО общей площадью 70 тыс. кв. м, точнее, создание конгресс-выставочной и культурно-познавательной туристской дестинации «Босфор-Восточный» на полуострове Саперном острова Русского, где также будет построена первая очередь ВКАД. Этот комплекс станет важной частью ТОСЭР «Остров Русский».

Третий проект связан с предложением китайской стороны соединить Хуньчунь с Владивостоком скоростной железной дорогой, идущей из Пекина. Открытие нового пункта пропуска «Фэньшуйлин – Погран-Петровка»: экологичное «зеленое строительство» автомобильно-железнодорожного маршрута с совмещенным мостовым переходом через Амурский залив сократит путь из Владивостока в Китай с 4 часов до 40 минут, сделает агломерацию и порт по-настоящему трансграничными.

В итоге появится международный транспортно-логистический комплекс, который дополнительно привлечет транзитные грузы и пассажиров. В его создании заинтересованы северо-восточные провинции Китая, западные префектуры Японии, Республика Корея.

Все это позволит России через Владивосток активно интегрироваться в экономические структуры Азиатско-Тихоокеанского региона, а самому городу стать привлекательным для иностранных туристов.

Нельзя не упомянуть и об активном жилищном строительстве в городе. Планируется дополнительно возвести около 2 млн 800 тыс. кв. м жилья. В новых квартирах и коттеджах сможет проживать 117 тыс. человек. Работы ведутся в комплексе с развитием дорожной сети и инфраструктуры.

Такое строительство поэтапно ведется в городе уже сегодня. Наиболее значимым станет микрорайон «Уссурийский» на площади в 516 га (район бухты Горностай), на полуострове Саперном выделяются земли под малоэтажную застройку, будет реализован целый ряд и других не столь масштабных проектов жилищного строительства на 84 гектарах.

В завершение своего выступления Игорь Сергеевич призвал своих коллег-мэров нацелить структуры бизнеса и туризма в российских и японских городах на более масштабное сотрудничество с Владивостоком. А жителей городов – членов ассоциаций приезжать в столицу Приморья для ведения бизнеса и на отдых.

С учетом возможностей диверсификации существующих маршрутов и логистических цепочек Владивосток внес в подписанное совместное коммюнике о сотрудничестве ассоциаций городов двух стран предложение о пересмотре концепции международных транспортных коридоров Северо-Восточной Азии. Общими усилиями стран она была разработана еще в 2000 году, но с тех пор ситуация значительно продвинулась вперед.

В предложении указывалось, что формирование нового регионального транспортного каркаса на основе возможностей учреждаемых свободных портов и особых экономических зон рассматривается сторонами как эффективный инструмент наращивания не только экономического взаимодействия, но и взаимного туристического потока. Широкое развитие тесных межчеловеческих связей, народная дипломатия городов выступают как важнейший фактор региональной стабильности и успешного сопроцветания.

Следующая конференция мэров городов Восточной Сибири и Дальнего Востока и мэров городов Западного побережья Японии пройдет летом 2017 года в Стране восходящего солнца.

Автор: Николай КУТЕНКИХ