Проклятые картины

Какие тайные силы водили кистью художников?

26 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3793 (127) от 26 авг. 2015

В истории мирового искусства существует понятие «роковые шедевры». Некоторые специалисты считают, что к созданию ряда живописных полотен причастны темные, тайные силы. Основания для такого утверждения есть. Уж слишком часто с этими картинами происходили странные и необъяснимые события: пожары, смерти, безумие авторов…

Плачущий мальчик

Одно из самых известных «проклятых» полотен – «Плачущий мальчик», репродукция картины испанского художника Джованни Браголина. История ее создания такова: художник хотел написать портрет плачущего ребенка и в качестве натурщика взял своего маленького сына. Но поскольку малыш не мог плакать на заказ, отец специально доводил его до слез, зажигая перед его лицом спички. Художник знал, что сын панически боялся огня, но искусство было ему дороже, чем нервы собственного ребенка, и он продолжал над ним издеваться. Однажды доведенный до истерики малыш не выдержал и крикнул, обливаясь слезами: «Гори ты сам!» Это проклятие скоро сбылось: через две недели мальчик умер от пневмонии, а вскоре заживо сгорел в своем доме и его отец…

Свою зловещую славу картина, точнее ее репродукция, обрела в Северной Англии: в 1985 году там одно за другим начали происходить возгорания жилых домов. Были человеческие жертвы. Некоторые пострадавшие упоминали, что из всего имущества чудесным образом уцелела только дешевая репродукция картины «Плачущий мальчик». В итоге один из пожарных инспекторов во всеуслышание заявил, что во всех без исключения сгоревших домах был найден нетронутым «Плачущий мальчик».

Тут же газеты захлестнула волна писем, где сообщалось о различных несчастных случаях, смертях и пожарах, которые происходили после того, как хозяева покупали эту картину. Разумеется, «Плачущий мальчик» тут же стал считаться «проклятым», всплыла история его создания, обросла слухами и выдумками… В итоге одна из газет опубликовала официальное заявление властей о том, что все, у кого есть эта репродукция, должны немедленно от нее избавиться и впредь запрещено держать ее дома.

Водяные лилии

Другим известным «огненным» шедевром считается картина Клода Моне «Водяные лилии». За ней тянется целый шлейф пожаров. Причем первый произошел у самого Моне дома, буквально сразу после окончания работы над картиной. Пожар в мастерской, где находились и «Водяные лилии», удалось быстро потушить, само полотно не пострадало.

В скором времени хозяевами картины стали владельцы кабаре на Монмартре, а месяц спустя заведение сгорело. Картина была в числе нескольких вещей, которые удалось вынести из охваченного пламенем здания. После этого ее приобрел Оскар Шмитц, парижский меценат. Ему повезло больше: его дом стоял нетронутым целый год. А потом от него остался лишь пепел, и пожар, по свидетельствам очевидцев, начался именно в той комнате, где висели «Водяные лилии». Полотно опять оказалось среди немногих вещей, которые удалось спасти. Затем картина перекочевала в Нью-Йоркский музей современных искусств. Спустя 4 месяца там случился пожар, на этот раз картина довольно серьезно пострадала.

Венера с зеркалом

Еще одно полотно, постоянно сопровождаемое неприятностями, – «Венера с зеркалом» Диего Веласкеса.

Первый владелец картины, испанский купец, разорился: большую часть его товаров захватили пираты в море, а несколько кораблей затонули. Продавая с молотка все, что у него было, купец сбыл и картину. Ее приобрел другой торговец, владевший богатыми складами в порту. Едва были переданы деньги за «Венеру…», как склады загорелись от внезапно ударившей молнии. Хозяин был разорен. И опять аукцион, опять картина продается в числе остальных вещей, и опять ее покупает состоятельный испанец… Через три дня его зарезали в собственном доме при ограблении.

Полотно после этого долго не могло найти нового хозяина (слишком уж подпорченная у него была репутация), оно колесило по разным музеям. Жизнь картины закончилась, когда однажды в музей ворвалась сумасшедшая женщина и порезала ножом «роковой шедевр».

Мальчик и сопротивление рук

Очень известная «проклятая» картина – «Руки сопротивляются ему» (Hands Resist Him) сюрреалиста из США Билла Стоунхема. Художник нарисовал ее в 1972 году на основе собственной детской фотографии, на которой он стоит рядом с младшей сестренкой.

На картине изображен мальчик с размытыми чертами лица, возле него стоит кукла такого же роста, как маленькая девочка, они стоят перед стеклянной дверью, позади них, с внутренней стороны двери, к стеклу прижаты детские ладошки. Считается, что с этим полотном связано много нехороших историй. Искусствовед (именно с него все началось), который оценивал его, в скором времени умер. Потом умер новый владелец картины, голливудский актер.

Однажды это полотно нашла на помойке одна семья, они принесли его домой и повесили в детской. Каждую ночь в комнату к родителям прибегала дочь, которая утверждала, что кукла и мальчик на картине дерутся и меняются местами. Родители установили в комнате камеру. Просмотрев запись, они убедились, что дочь их не обманывает. Семья поспешила поскорее продать картину на интернет-аукционе. Купил ее владелец картинной галереи. Экзорцисты присылают ему письма с предложением освятить полотно.

О чем он кричит?

Загадочные события происходили и с теми, кто ненароком «обижал» знаменитую картину Эдварда Мунка «Крик». Стоимость этого полотна достигает $70 млн. И возможно, коллекционеры бились бы за нее, если бы не одно но: говорят, что картина мстит всем своим обидчикам. К примеру, сотрудник музея, случайно уронивший холст, затем долго страдал от невыносимых головных болей, которые в итоге привели его к самоубийству. Другой сотрудник музея, также уронивший «Крик», спустя несколько дней попал в реанимацию после страшной автоаварии, у него было сломано практически все: руки, ноги, ребра, тазовые кости… Один из посетителей музея, дотрагивавшийся до картины, в скором времени заживо сгорел дома во время пожара.

Возможно, многое из того, что рассказывают про эту картину, – вымысел, но существуют десятки историй о том, что люди, каким-либо образом входившие в контакт с «Криком», затем сильно болели, впадали в тяжелую депрессию и даже умирали. Многие связывают такое воздействие полотна с жизнью самого художника. Мунк пережил смерть почти всех близких: мать умерла от туберкулеза (Мунку было 5 лет), любимая сестра внезапно умерла, когда ему было 14. Вскоре умер брат, а еще одна сестра заболела шизофренией. Сам художник переживал и депрессии и сильнейшие нервные срывы.

 

Автор: Ольга ШЕВЕНЧУК, по материалам сети Интернет