Границ не видно

Программа предстоящего экономического форума дополняется масштабными международными проектами

26 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3793 (127) от 26 авг. 2015

Гости Восточного экономического форума уже пакуют чемоданы, заказывают билеты на самолеты до Владивостока и договариваются о встречах на острове Русском со своими потенциальными партнерами. Повестка дня форума, однако, хоть и сформирована, но в нее продолжают вносить изменения и дополнения.

Дальневосточный туризм

Дополнительную тему для ВЭФ предложил президент России Владимир Путин. На недавнем заседании президиума Государственного Совета поднимался вопрос о развитии внутреннего и въездного туризма. По мнению главы государства, «хорошие возможности для привлечения частного бизнеса в туриндустрию в таком перспективном для туризма регионе, как Дальний Восток, открывают создающиеся здесь территории опережающего развития». Президент считает, что на предстоящем в начале сентября форуме на Русском об этом можно будет говорить более предметно.

Что имеется в виду? На Дальнем Востоке планируется создать несколько туристическо-рекреационных комплексов в рамках территорий опережающего развития (ТОР) на островах Русском и Большом Уссурийском вблизи Хабаровска, на Камчатке и Курилах.

Особое внимание привлекают проекты, связанные с островом Русским. К концу года здесь обещают ввести в эксплуатацию крупнейший в России океанариум. В дальнейшем на острове планируется построить Владэкспоцентр, сафари-парк, гольф-курорт, горнолыжный комплекс, причалы для круизных лайнеров. На базе медцентра ДВФУ будет развиваться медицинский туризм. Все эти и другие идеи Минвостокразвития объединит в общей концепции и озвучит на форуме.

На развитии туризма, безусловно, скажется и открытие Свободного порта Владивостока. Ведь одним из его преимуществ является упрощенный порядок въезда на территорию свободного порта на срок до восьми суток, что увеличит туристическую привлекательность всего Приморья и посещаемость островной ТОР. Росту турпотока (как иностранцев, так и россиян) будут способствовать создание игровой зоны на берегу Уссурийского залива, продвижение таежного туризма, строительство новых горнолыжных комплексов и инфраструктуры пляжных зон отдыха.

Развитие Большого Уссурийского острова планируется в формате «один остров – две страны», который направлен на укрепление добрососедских связей России и Китая. Этот проект находится сейчас на согласовании в правительстве России. Он предполагает развитие туристической зоны с объектами международного сотрудничества, культурного и образовательного назначения, а также создание природно-рекреационной зоны.

Самый же масштабный проект – развитие туризма на Камчатке. В прошлом году число иностранцев, посетивших полуостров, возросло на 30 процентов по сравнению с 2013 годом. Основные зарубежные страны, генерирующие турпоток на Камчатку, – это США, Япония и Канада. При создании соответствующих условий в Камчатском крае поток туристов может достичь 820 тысяч человек в год уже к концу нынешнего десятилетия. Планируется, что на площадках ТОР «Камчатка» будут созданы гостиницы, аквапарки, лечебно-оздоровительные и спа-комплексы, рекреационные центры. Из восьми площадок шесть будут связаны со сферой туризма. В рамках ТОР также будут созданы воздушные терминалы для международных и внутренних перевозок, модернизируется портовая инфраструктура.

Свободный порт Сахалина

В сверстанную программу форума могут включить еще один инвестиционный проект. С предложением сделать три крупных сахалинских порта свободными обратился к Дмитрию Медведеву во время его визита на остров Итуруп глава региона Олег Кожемяко. За основу могут быть взяты вступающий скоро в силу закон «О свободном порте Владивостока» и сопутствующие нормативные документы.

По мнению губернатора Сахалинской области, введение режима порто-франко для портов Корсаков, Холмск и Невельск позволит увеличить грузо– и пассажирооборот, даст толчок созданию новых производств, использующих современные технологии, окажет позитивное влияние на экономику не только Сахалина и Курил, но и соседних регионов Дальнего Востока.

Премьер-министр отнесся к предложению Олег Кожемяко с интересом и поручил проработать этот вопрос соответствующим федеральным ведомствам. Заявление о создании свободных портов еще и на Сахалине сделают на Восточном экономическом форуме. И одновременно пригласят инвесторов из Японии, Республики Корея и Китая к участию в перспективном проекте.

Китайский интерес

Что касается гостей форума, уже ясно, что китайская делегация будет самой масштабной. Так же как и уровень представительства: делегацию возглавит один из лидеров страны, вице-премьер Госсовета КНР Ван Ян. На текущий момент для участия в ВЭФ зарегистрировалось около полусотни компаний, банков, инвестиционных фондов, государственных организаций из Китая. Есть подтверждение о приезде делегации из провинции Хэйлунцзян во главе с губернатором Лу Хао.

О том, насколько важны для России гости из Поднебесной, говорит тот факт, что Владимир Путин согласился отдельно встретиться с представителями китайских деловых кругов на Восточном экономическом форуме. Об этом официально заявил чрезвычайный и полномочный посол России в КНР Андрей Денисов.

Китайцы готовы принять участие в обсуждении большинства из 270 инвестиционных проектов, включенных в повестку дня ВЭФ, общая сумма инвестиций составит более 4,7 триллиона рублей.

– Это проекты в сфере городского строительства и создания инфраструктуры, лесной промышленности, добычи и переработки полезных ископаемых, рыбопереработки и развития марикультуры, сельского хозяйства, пищевой промышленности, транспортной инфраструктуры и логистики, – рассказал корреспонденту «В» заместитель главы Минвостокразвития Максим Шерейкин во время своего недавнего визита во Владивосток. – Также будут представлены проекты по созданию индустриальных и технопарков. Многие проекты интересны китайским инвесторам, и мы надеемся на их участие в реализации этих проектов. Скорее всего, на Русском состоится и подписание первых договоров.

Корейский вопрос

Если с китайским представительством все понятно, то под угрозой остается поездка во Владивосток делегации Северной Кореи. Напомним, что в рамках ВЭФ планировалась трехсторонняя встреча ответственных чиновников из Южной Кореи, КНДР и РФ.

Министр по делам объединения Республики Корея Хон Ен Пхе и министр внешнеэкономических связей КНДР Ли Рен Нам были заранее приглашены на экономический форум в Россию. Предварительное согласие на встречу в кулуарах ВЭФ оба министра дали. Но случившееся очередное обострение на 38-й параллели заставило организаторов поволноваться.

Из собственных эксклюзивных источников корреспонденту «В» стало известно, что на форуме может быть подписан документ между РЖД и южнокорейским консорциумом POSCO-HMM-KORAIL (HMM – это «Хендэ Мечант Марин», морские перевозчики). Бизнесмены из Республики Корея хотят участвовать в российском проекте по развитию железных дорог в Северной Корее в районе Раджина.

Российская сторона готова продать часть своих акций в СП «РасонКонТранс» вышеназванному консорциуму. Говоря простым языком, южане хотят войти к северянам через Россию.

В рамках проекта грузы из РФ доставляются по железной дороге в северокорейский порт Раджин, откуда морским путем перевозятся в порты Южной Кореи. Транспортный коридор уже работает в режиме промышленной эксплуатации, законтрактованный объем для перевозки через порт Раджин в 2015 году составляет 1,2 миллиона тонн грузов. Очередная проводка контейнеров через СП «РасонКонТранс» в Республику Корея запланирована на конец сентября.

Делегация Республики Корея в этом году посещала порт Раджин. Руководство КНДР в ходе переговоров в очередной раз подтвердило заинтересованность в том, чтобы Республика Корея стала полноценным участником проекта. Поскольку следующий этап его развития подразумевает выход на грузооборот в объеме 5 миллионов тонн в год, то северокорейская сторона готова обеспечить приоритетность движения поездов по широкой колее на участке железной дороги Туманган – Раджин. Кроме того, рассматривается вопрос об организации круглосуточной работы пограничных и таможенных органов на станциях Хасан (РФ) и Туманган (КНДР).

Большой интерес вызывают и проекты в энергетической сфере. Наиболее проработанным является проект поставки электроэнергии из Приморья в торгово-экономическую зону «Расон». Его реализует РАО «ЕЭС Востока». Также проведены предварительные переговоры с южнокорейскими компаниями K-Water, КЕРСО и POSCO об участии в проекте энергомоста.

Активно идет взаимодействие между бизнес-сообществом двух стран. Российской стороной (группа компаний «Север») предложены варианты модернизации металлургического объединения имени Ким Чака. В настоящее время ведутся и практические работы по поставке угля для нужд корейской металлургии. Поставки осуществляются по бартерной схеме: уголь в обмен на чугун. В денежном выражении объем сотрудничества составляет 25 миллионов долларов в год. Проект имеет долгосрочный и взаимовыгодный характер.

На встречах в рамках ВЭФ может пойти речь о бартерных поставках на регулярной основе кукурузы и пшеницы в обмен на чугун из портов Дальнего Востока для нужд населения и предприятий провинции Северная Хамген.

Отдельным направлением является выработка системы обеспечения расчетов в рублях и создания благоприятного режима банковского обслуживания для развития торгово-экономического сотрудничества России и КНДР. 

Автор: Николай КУТЕНКИХ