Исполнение законов надо начинать с себя

Интервью с председателем комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам думы Приморского края Александром Кузичем

21 май 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №379 от 21 май 1998

Интервью с председателем комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам думы Приморского края Александром Кузичем

- Александр Егорович, сегодня впору обсуждать наметки бюджета 1999 года, а краевая администрация до сих пор не отчиталась за исполнение бюджета 97-го, не утвержден бюджет текущего года. Можно ли в наших условиях принимать основной финансовый документ края так, как положено?

- Не только можно, но и нужно. Любая ветвь власти должна действовать согласно законам России и той территории, которую она представляет. В крае есть своя доходная база, из которой и надо исходить, а не ждать, когда добрый дядя из центра что-то подбросит. Общей проблемой многих стран, а не только России, стал дефицит местных бюджетов, где собственными доходами покрывается не более 50 процентов текущих расходов городских бюджетов. Во многих городах Италии, Германии, Японии, Франции трансферты, дотации, субсидии и субвенции остаются важнейшими источниками финансирования местных бюджетов. Но это не значит, что эти территории живут без бюджета. Да и у нас примеров сколько угодно. Москва, например, утвердила свой бюджет еще в декабре прошлого года. Конечно, это особый город. Возьмем Сахалин, там бюджет на 1998 год утвердили в феврале, в Хабаровске в первом чтении он рассмотрен еще в ноябре прошлого года, в Амурской области принят в начале текущего года. Да и многие муниципальные образования нашего края уже давно живут по закону, с бюджетом, хотя дотации им до сих пор не определены. Поэтому заявления некоторых чиновников о политических аспектах бюджетного процесса я бы иначе как политиканством не назвал.

- Что же нам мешает рассмотреть бюджет Приморского края вовремя?

- Я думаю, нетребовательность депутатов первого созыва. Возможно, они слишком увлеклись предвыборной кампанией и упустили это важнейшее для думы направление - утверждение бюджета и контроль за его исполнением. Но главной причиной все-таки является необязательность чиновников исполнительной власти. Все ветви власти должны действовать в рамках законодательства, которое существует. Вот нынешние депутаты и потребовали с первого дня своей работы исполнения закона. Начинать надо с себя.

В нашем краевом законе о бюджетном устройстве записано, что не позже 15 октября прошлого года администрация края должна была представить в думу бюджетное послание Приморского края на 1998 год, которое включило бы в себя 9 документов. Это - итоги социально-экономического развития края за 1997 год; основные направления бюджетной политики на 1998 год; прогноз бюджета края на 1998 год; прогноз финансового баланса края; проект закона Приморского края о краевом бюджете на 1998 год; краевые программы социально-экономического развития, предусмотренные к финансированию в 1998 году за счет средств краевого бюджета, краевых бюджетных фондов и других источников, сведения об исполнении консолидированного бюджета края, краевого бюджета, краевых бюджетных фондов; расчеты и обоснования по доходам и расходам краевого бюджета на планируемый год по каждому краевому бюджетному фонду; протоколы разногласий с муниципальными образованиями.

В течение нескольких месяцев депутаты добивались от администрации предоставления данных документов. И вот наконец-то 12 мая они были получены. Это через 7 месяцев от установленной даты! Мы ведь не просили представить бюджет с планируемыми краю трансфертами. Рассмотреть же реальные доходы и расходы внутри края, концепцию бюджета можно было уже в начале года. А так только 13 мая, уже на следующий день, мы провели заседание комитета по бюджетно-налоговой политике и финансовым ресурсам, на котором обсудили и отчет исполнения бюджета за 1997 год и частично проект бюджета на 1998 год. Даже самый требовательный из депутатов - один из немногих профессионалов бюджетного процесса и финансов думы нынешнего созыва - Владимир Ксензук отметил, что представленные документы составлены очень грамотно. Но вот поработать над ними у нас уже времени не было. Поэтому депутаты решили еще раз обсудить их на комитете 21 мая, а потом уже выносить на заседание думы.

- По сути дела край прожил без утвержденного законом краевого бюджета около полугода. Отразилось это как-то на его экономике и социальной сфере?

- Безусловно. Если бы мы приступили к работе над бюджетом раньше, то была бы возможность выработать концепцию закона о разграничении уровней принятия решений... А это значит, не было бы неясностей, споров, кому платить “Скорой помощи” - городу или краю. Или финансировать детский дом, милицию... Хотя в последнее время федерация в связи с ненаполняемостью бюджета продолжает политику перекладывания государственных полномочий на местный уровень без какого-либо возмещения расходов, связанных с этими полномочиями. Это касается в первую очередь закона “О ветеранах”, выплаты детских пособий, финансирования пожарных служб и многого другого. В результате местные власти оказались заложниками, поскольку не имеют ни юридического, ни морального права не выполнять федеральные законы, не говоря уже о финансовых возможностях. Поэтому нужно четко разграничить бюджетные взаимоотношения между центром, регионами и муниципальными образованиями.

- Другими словами, дать больше свободы муниципальным образованиям?

- В какой-то степени да. Речь идет о консолидированном бюджете края, о мере ответственности между краем и муниципальными образованиями. Необходимо, чтобы меру ответственности мы ограничили консолидированным бюджетом. Кроме того, муниципальная власть ближе находится к избирателям, поэтому проконтролировать ее действия значительно проще. Если уж выделены деньги на строительство школы или больницы, то видно сразу, построены они или нет. Взять, к примеру, закон “О ветеранах”, мы сегодня задним числом узнаем, сколько средств выплачено ветеранам в прошлом году, сколько планировалось.

Проблема межбюджетных отношений очень серьезная. Надо укреплять роль государства и в то же время предоставлять дополнительную свободу субъектам. Пусть у центральной власти, у регионов будет меньший спектр вопросов, которыми бы они занимались. Идея состоит в том, чтобы количество налогов, идущих в центр, сокращалось. Федеральный налог - это не налог, который должен идти в федеральный бюджет, а налог, установленный федеральным законодательством. Поэтому не надо ездить в Москву и каждый раз выбивать деньги для края. Есть твердые ставки налогов, которые край должен отчислять в бюджет. Рассчитайся с ним, остальное собирай для себя. По этому принципу надо жить.

Но сегодня консолидированный бюджет края полупустой. Наполнить его можно двумя путями: либо увеличить доходную часть, либо сократить расходную. Увеличить доходную часть можно за счет трансфертов, получаемых из федерального бюджета, но это весьма сомнительно. В 1996 году их не было вовсе. За прошлый год поступило трансфертов на 46,3 процента от запланированного. Другой путь увеличения доходной части: улучшение работы предприятий, всех отраслей народного хозяйства края, что тоже проблематично в нынешних довольно сложных экономических условиях. Сократить же расходную часть сегодня можно прежде всего за счет более рационального использования бюджетных финансовых ресурсов. Здесь тоже много проблем, и мы их прекрасно знаем.

- Есть ли выход из создавшегося положения?

- Безусловно, нужно искать пути в финансовой сфере - качественно новый характер межбюджетных отношений: консолидированный, прозрачный, реальный бюджет, естественно, с четким разграничением уровней ответственности, что невозможно сделать без новых и опробированных старых демократических подходов к его составлению и принятию. Поэтому не случайно в апреле мы провели депутатские слушания по теме “Консолидированный бюджет Приморского края и пути его наполнения”. Были рассмотрены пути и способы подъема производства как главное условие наполнения бюджетов всех уровней, меры по наполнению местных бюджетов, рациональное использование бюджетно-финансовых ресурсов, пути совершенствования взаимоотношений краевого бюджета с бюджетами городов и районов и целый ряд других вопросов. В депутатских слушаниях приняли участие руководители краевой администрации, руководители муниципальных образований, науки, промышленных предприятий края. Шел заинтересованный разговор о том, как строить бюджетные взаимоотношения в этом году и в будущем.

В целом, если говорить о депутатах нынешнего созыва, нам бы хотелось как можно скорее законом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе закрепить меру ответственности межбюджетных отношений. И чем скорее, тем лучше для жителей края. Тогда меньше будет у нас конфликтов между ветвями власти и напряжения среди населения края, которые мы сейчас ощущаем.

Естественно, особенная озабоченность депутатов - наполнение бюджета текущего года. Решив эту задачу, мы автоматически решаем другую, не менее важную - блок социальных проблем. На прошедших депутатских слушаниях были выработаны рекомендации по увеличению доходной части консолидированного бюджета. Очень заинтересованно к этому подошли главы муниципальных образований Уссурийска, Находки, Артема и многих других городов и районов края.

Определив приоритеты развития, создав бюджетный федерализм и укрепив его законодательно, мы дадим свободу активным людям, обеспечим поступательное движение экономики края.