Наполнение валютных “закромов” вызвало вопросы депутатов
Прошедшую сессию краевой думы большинство средств массовой информации, освещавших ее работу, оценили как результативную. Действительно, в повестке самого продолжительного в истории приморского парламента - 3-дневного заседания второстепенных вопросов практически не было.
Прошедшую сессию краевой думы большинство средств массовой информации, освещавших ее работу, оценили как результативную. Действительно, в повестке самого продолжительного в истории приморского парламента - 3-дневного заседания второстепенных вопросов практически не было.
В первую очередь это касается блока финансовых вопросов. Еще при утверждении повестки дня депутаты отказались от обсуждения 4 ее пунктов, касающихся предоставления налоговых льгот некоторым приморским предприятиям. “Мораторий” на принятие подобных решений, о необходимости которого думцы говорили на каждом заседании, был наконец установлен. По мнению многих депутатов, до рассмотрения проекта краевого бюджета на 1998 год говорить о льготах дума просто не имеет права.
Как выяснилось в ходе заседания, не обязаны законодатели края и вмешиваться в процесс финансирования расходов из краевого бюджета. Это прерогатива исключительно исполнительной власти. Правда, администрация края в лице первого вице-губернатора Николая Садомского с таким подходом, видимо, не согласна. На утверждение депутатов был вынесен проект постановления “О финансировании расходов из краевого бюджета на 2-й квартал 1998 года”. Необходимость получить разрешение думы вновь обусловлено отсутствием закона о бюджете. В первом квартале депутаты “добро” на расходование средств дали, хотя и сомневались, насколько законно, а главное, необходимо такое решение. На апрельском заседании думцы пришли к выводу, что закон “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Приморском крае” не обязывает депутатов утверждать план расходов. Исключение было сделано лишь в отношении платежей за неработающее население в фонд обязательного медицинского страхования. Дума предложила администрации производить их централизованное финансирование из средств краевого бюджета в размере 1/12 от запланированного соответствующей программой.
Не удалось администрации края убедить депутатов и в том, что проект бюджета на 1998 год отсутствует в думе исключительно по объективным причинам. Споры о нарушении исполнительной властью края бюджетного процесса идут давно, и, похоже, терпение народных избранников, занимавших по их собственному определению позицию “кота Леопольда”, все-таки иссякло. Дума приняла достаточно жесткое постановление “О соблюдении законодательства должностными лицами администрации Приморского края при формировании бюджета на 1998 год”. По мнению депутатов, именно по вине должностных лиц администрации края сорван процесс рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета края на 1998 год. Как было отмечено на заседании, задержка с принятием федерального бюджета и утверждением размера трансфертов не помешала формированию бюджета в Хабаровском крае, Амурской и Сахалинской областях. Стремление же приморских депутатов участвовать в этом процессе отнюдь не праздное желание. Существующий в Приморье подход к расходованию краевых средств, а также межбюджетные отношения мало кого устраивают. Это показали и прошедшие в думе парламентские слушания, посвященные консолидированному бюджету края, и обсуждение состояния дел в валютном и внебюджетном фондах в ходе последней сессии. “Аховое” наполнение валютных “закромов” - всего на 7 процентов от плана и не менее удручающее - на 3 процента исполнение расходной части фонда вызвали у народных избранников немало вопросов. Продолжительным было и обсуждение отчета об исполнении сметы доходов и расходов краевого внебюджетного фонда. По настоянию депутатов представителям финуправления пришлось расшифровывать некоторые статьи прямо на заседании думы. Отсутствие необходимого объема информации вновь заставило депутатов перенести на майскую сессию рассмотрение отчета об исполнении бюджета за 1997 год.
Второй день заседания краевая дума начала с обсуждения первоочередных мер, предусмотренных законом “О защите населения от туберкулеза и о противотуберкулезной помощи”. В полном смысле слова больную тему депутаты уже поднимали на мартовской сессии, но решение было принято только в апреле. Постановлением думы эпидемиологическая ситуация по заболеваемости туберкулезом в крае признана неблагополучной. Депутаты отметили неудовлетворительное исполнение закона органами государственной власти и местного самоуправления. В частности, по мнению думцев, явно недостаточно финансировались профильные медицинские учреждения края. В итоге депутаты утвердили план первоочередных мероприятий по стабилизации эпидситуации в 1998 году и предложили губернатору включить расходы на его финансирование в число защищенных статей бюджета. Кроме того, было принято решение финансировать все противотуберкулезные диспансеры и санатории Приморья за счет средств краевого бюджета. По убеждению депутатов, местные администрации с этой задачей при всем желании не справятся. Главам муниципальных образований, правда, предложено принять меры по стабилизации положения. В ходе обсуждения депутат из Артема Александр Терентьев обратил внимание своих коллег на ситуацию с расположенным под Артемом спецучреждением, где отбывают наказание 1,5 тысячи больных туберкулезом. Руководство краевого УВД, по информации депутата, планирует увеличить число заключенных до 3 тысяч. При этом учреждение функционирует без очистных сооружений, стоки попадают прямиком в Уссурийский залив, что, безусловно, представляет опасность для населения края. 15-тысячный поселок Кролевцы уже стал заложником страшного соседа, да и в Артеме заболеваемость туберкулезом в 1,5 раза выше, чем в среднем по краю. По единодушному мнению депутатов, эта проблема требует особого внимания.
Чрезвычайной является и ситуация с водоснабжением Приморского края. Как отметил председатель думского комитета по экономике Юрий Рыбалкин, проблему необходимо было решать еще 20 лет назад. Сегодня же для преодоления охватившего Приморье водного кризиса требуются немалые финансовые затраты и время. Так, чтобы ввести в действие спасительную Пушкинскую депрессию, необходимо более 650 миллионов рублей. Федеральный центр готов помочь Приморью, но при условии паритетного участия краевого бюджета. Первый шаг к этому был сделан на заседании думы. Несмотря на различные подходы к решению проблемы, депутаты предложили администрации края предусмотреть в проекте бюджета на 1998 год 160 миллионов рублей для реализации краевой целевой программы “Обеспечение населения Приморского края питьевой водой”. Перечень объектов, которые предстоит финансировать в первую очередь, согласно решению думы определит рабочая группа.
Автор: Наталья Мокренок, "Владивосток"