В поисках золотого мгновения

Что происходит, когда художника вдохновляет литература

19 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3789 (123) от 19 авг. 2015
d898b786c97f94708f588b8bb2a8e293.jpg

Знаете, когда случается золотое мгновение в жизни художника, занимающегося иллюстрированием книг? Это тот момент, когда он слышит от читателя: «Вот именно так этого персонажа я себе и представлял!». 

– Такая удача, возможно, случается только раз в жизни, и я счастлив, что у меня она тоже была, – говорит Виктор Убираев, известный приморский художник, много лет посвятивший книжной иллюстрации. – Самой первой моей книгой была «Лягушка-путешественница» Всеволода Гаршина. Вот, казалось бы, детская книга, а я работал над ней два года. В итоге иллюстрации показали на зональной выставке и их купила картинная галерея. Второй раз удача пришла с книгой Михаила Деменка «Тропинка в тайге», за которую я получил Фадеевскую премию.

Работы Виктора Убираева, как и других мэтров книжной иллюстрации – Сергея Черкасова, Джона Кудрявцева, Александра Шалагина, Геннадия Кунгурова, а также Лидии Козьминой, Владимира Старовойтова, Татьяны Кузьминой и других, – можно увидеть на выставке «Миры книг», что открылась в выставочном зале Приморского отделения Союза художников. Она посвящена Году литературы в России.

– Мысль показать публике лучшие работы художников-иллюстраторов Приморья не нова, – рассказывает Ольга Зотова, куратор и идейный вдохновитель выставки. – В 2011 году у меня был подобный проект в Музее города – выставка работ художников-иллюстраторов, созданных ими еще в советский период.

Существовавшее в советский и в начале постсоветского периода Дальневосточное книжное издательство могло похвастать очень сильной группой художников-графиков, иллюстраторов. Сергей Черкасов, Валентин Чеботарев, Геннадий Кунгуров – эти имена звучат и сегодня, ныне это прославленные художники. Они работали иллюстраторами в тот период, когда наша страна считалась одной из самых читающих в мире. А потом пришла другая эпоха, увлечение компьютерами и смена экономических условий привели к тому, что книги стали издаваться реже и куда более скромно оформленные, чаще – с помощью компьютерной графики. Можно было бы предположить, что художник и книга теперь живут врозь.

– Но на самом деле не все так грустно, – уверена Ольга Зотова. – Книги и теперь издаются, в том числе с участием художников, и в этом году на ярмарке «Печатный двор» будет номинация «Лучший книжный иллюстратор». Сегодня есть очень достойные образцы иллюстраторской работы, например, двухтомник Александра Лобычева «Шествие с Востока». Эти книги представлены у нас на выставке.

Пройтись по «Мирам книг» все равно что в буквальном смысле окунуться в увлекательное чтение, ведь здесь можно увидеть иллюстрации к книгам, которые многим знакомы еще с детства. Вот работы Джона Кудрявцева к «Волшебнику Изумрудного города»… Вот иллюстрации Владимира Старовойтова к книгам про Сахалин, написанным Чеховым, Дорошевичем… А вот просто сюрприз – целая серия работ Сергея Черкасова к знаменитому детищу Дальневосточного издательства – фадеевскому «Разгрому». Эта книга получила множество премий за оформление, а все иллюстрации были куплены Приморской картинной галереей. И они очень давно не выставлялись…

– Также на выставке представлены работы, которые не были созданы напрямую под заказ иллюстрации какой-то книги, – говорит Ольга Зотова. – Но вот художник прочел что-то, вдохновился, и появился рисунок по мотивам книги… Здесь есть удивительные графические листы Олега Подскочина, созданные по книге «Сто лет одиночества» Маркеса. Есть серия картонов Юрия Аксенова по мотивам сказок Андерсена и Перро. Он создавал ее как эскиз росписи театра кукол. Увы, роспись так и осталась эскизом, но картоны сохранились и радуют публику. Между прочим, ранее они не выставлялись. Или вот работа молодой художницы Елены Полетаевой, которая сделала лист с иллюстрацией к «Педагогической поэме» Макаренко. Книга вдохновила художника!

Сознавать, что и сегодня издаются книги и что они оформляются хорошими художниками, радостно. И эта радость пронизывает всю выставку. Возможность попутешествовать по миру книг, глядя на образы, созданные иллюстраторами, вспомнить, о чем идет речь в том или ином произведении, и, может быть, почувствовать желание снова его перечитать – вот что получает зритель, отправляясь на выставку.

– Роль художника в создании книги особая, – объясняет Виктор Убираев. – Нужно перевести слова, вербальный образ, созданный писателем, в зрительный. Когда читаешь книгу, ты воспринимаешь ее по-своему и, естественно, стремишься передать в иллюстрации свои личные ощущения. Но вся сложность как раз и заключается в том, что здесь художник не может думать только о своих чувствах, он должен понять замысел и видение автора, не заниматься самовыражением, а передать мировоззрение другого человека. Вот когда это удается – рождается иллюстрация.

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ