Выставка с окорочком

Три Валентины, шесть бочек и полная пустота – вот суть нового проекта «33+1»

13 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3786 (120) от 13 авг. 2015
b01c53f453823d36757283447a1c4074.jpg

На входе в галерею «Арка» посетителей выставки-инсталляции «Художник и вещь» встречает собственно «художник»: мужичок совершенно не воодушевляющего вида, изображенный на колонне, составленной из трех пустых железных бочек.

Ну никак образ не впечатляет – больше удивляет.

А внутри начавшую уже недоумевать публику ждет «вещь». Это все те же пустые бочки, но уже покрашенные в цвета моря. К ним присовокуплен кусок раскрашенного «под волну» полиэтилена. Красиво, кстати, голубенько-голубенько так… Вокруг художественно разбросаны бумажки с рисунками на скорую руку. И лежит подтаявший куриный окорочок. Глубокомысленно, не правда ли? Нет. Не правда.

В разосланных еще до открытия инсталляции пресс-релизах говорилось, что «по замыслу авторов проект «Художник и вещь» – олицетворение тотемов современного искусства. Зрителю будут представлены две колонны из трех водруженных друг на друга 200-литровых металлических бочек из-под продуктов нефтепереработки, вторично использованных для «нужд» искусства, которые имеют двойное символическое значение. С одной стороны, они символизируют зависимость российского искусства от успешности импорта природного сырья на мировой рынок. С другой – «бедность» отечественной арт-индустрии, ее «бытовую креативность», когда художник вынужден использовать «отработанный» материал. В то же время колонны вызывают наглядный ассоциативный ряд, связанный с тотемной формой колонн и характером нанесенных на их поверхность изображений. По сути, примитивные по формам скульптуры, объем которых ограничивается физическим объемом бочек, содержат художественную часть в виде нарисованной плоской «пространственной анимации».

Все эти очень красивые слова тем не менее не подготовили публику к раскрашенным бочкам, листам бумаги и окорочку. «Художник», равно как и «вещь», вызывали вопросы – сначала. Собравшиеся на открытие инсталляции честно надеялись увидеть автора работ и поделиться с ним своими ощущениями, впечатлениями, задать вопрос… Но автор (возможно, это возглавляющий «33+1» Павел Шугуров) на вернисаж не пришел. Вместо него по залу галереи «Арка» порхали три эфирные создания. Толкались, смеялись… Все они представлялись Валентинами Ластовыми, на голубом глазу заявляли, что каждая из них является автором сей инсталляции и лепетали в микрофоны и камеры заученные фразы, которыми обычно даже художники не оперируют: «Основной месседж инсталляции – это что-то морское», «Я во Владивостоке всего неделю, а потом уеду в Австралию, но, вообще, родилась в Приморье», «Бочки из-под нефти символизируют связь искусства и политики», «Окорочок – это вброс реальности в происходящее». Однако стоило задать девушкам хоть какой-нибудь вопрос, они тут же начинали запинаться, но выкручивались талантливо: таинственно закатывали глаза и произносили: «А вы подумайте об этом сами». Видимо, они искренне полагали, что на вернисаж пришли неожиданно с десяток самых недалеких людей в городе, которым надо срочно стимулировать мыслительный процесс. Художники, журналисты, галерейщики – да, этим людям действительно думать-то почти не приходится…

Когда стало ясно, что добиться от Валентин ничего не удастся, публика все же попыталась самостоятельно понять, о чем же таком глубоком и большом должны поведать нам бочки, наскоро сделанные наброски рисунков и окорочок? О том, что «нет финансирования современного искусства», как вещала одна из Валентин? Или о том, что нынче, по сути, художники и изображаемые ими вещи – это залакированное голубым ржавое нутро и замороженные мысли? Многие вспоминали инсталляцию «Русалочка», также созданную из бочек, которую сообщество «33+1» по зиме установило на льду Спортивной гавани. В той инсталляции (при всей ее спорности) был смысл, необычный посыл, привязка к реальности. Было то, что называют «сиюминутной актуальностью». Это на самом деле было «современное уличное искусство» – немного хулиганское, немного провокационное, но не претендующее на псевдоглубокомысленность… В «Художнике и вещи» же, увы, ни глубины, ни мысли не обнаружилось… Как сказал известный художник Джон Кудрявцев, жаль, что столь юные девушки талдычат про то, что «современное искусство не финансируют».

– Кто должен вас финансировать? – спросил Джон. – Хотите финансов – вставайте утром и идите работать, как это делают 90 процентов людей на Земле. Кто-то картины пишет, кто-то на завод идет, но никто не ждет «финансирования».

Валентины Ластовы в ответ улыбались и таинственно предлагали «подумать». Видимо, милым девушкам и в голову не приходило, что их подставили в каком-то смысле, оставив отдуваться перед посетителями галереи. В мультфильме про Карлсона и Малыша так поступил Карлсон, который разбил люстру и улетел, сославшись на срочные дела. А в угол в итоге поставили Малыша.

Некая растерянность ощущалась даже в коротком комментарии по поводу открытия инсталляции, данном публике владелицей галереи «Арка» Верой Глазковой. Вера Евгеньевна сказала о том, что такие арт-проекты всегда вызывают полярные эмоции и заставляют каждого посетителя задуматься над тем, что же ему показали. Также она сообщила, что «33+1» планирует устроить еще две выставки в помещении галереи – осенью и в декабре. Каково будет их содержание и о чем они поведают зрителю, пока неизвестно: представители арт-сообщества подробности не раскрывали.

В целом от «Художника и вещи» у автора этих строк осталось ощущение пустого ореха: раскалываешь его, такого красивого внешне, а внутри – труха. И вкус прогорклый, затхлый. Ничего глубокомысленного и символического, пусть даже притянутого за уши, ни в инсталляции, ни в перформансе с Валентинами Ластовыми на самом деле нет. По каким-то причинам автору захотелось потешиться над публикой, убедиться, что она купится на любую дешевку, если эту самую дешевку завернуть в красивую обертку. Впрочем, публика оказалась в целом умнее и лучше, чем думал художник…

– Смотри, как девочка красиво бочки и целлофан раскрасила, – говорила перед открытием выставки зашедшая в «Арку» на огонек жительница соседнего дома своему маленькому внуку. – Видишь, как аккуратно, даже полы не испачкала. Вот так надо, аккуратно и красивенько, а ты все никак раскрашивать не научишься…

Вряд ли эту похвалу автор «Художника и вещи» сочтет высокой. Но, увы, это был самый добрый отзыв о выставке с окорочком в интерьере. Так горожанка оценила аккуратность маляра. Хочется только надеяться, что в следующий раз подобную пустышку людям не подсунут. 

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ