Вера Глаголева: Всегда интересно наблюдать за тем, как зарождается любовь
Вера Глаголева не собиралась сниматься в кино, не мечтала с детства о профессии актрисы, а тем более – режиссера и продюсера. В свободное от учебы время занималась любимым делом – стрельбой из лука. А поскольку во всем, за что берется, она старается стать мастером, то и здесь ей это удалось – стала мастером спорта, членом юношеской сборной Москвы.
Кино само ее нашло: симпатичную девочку, случайно зашедшую на «Мосфильм», заметил актер и режиссер Родион Нахапетов и пригласил сняться в его фильме. А потом позвал замуж.
Кино ее любит и поныне: на счету актрисы около полусотни ярких ролей. А вот с Нахапетовым они расстались (правда, две старшие дочери Глаголевой носят его фамилию). Но быть «просто актрисой» для Веры мало: ей захотелось самой снимать кино. На ее счету уже шесть картин.
Недавно она закончила работу над фильмом «Две женщины» – с обсуждения этой картины мы и начали нашу беседу.
История всеобщих страданий
– Вера, ваша картина «Две женщины» – о любви. Но, как поется в одной старой песне, «О любви не говори – о ней все сказано». Вам не страшно было снимать фильм на такую избитую тему?
– Хоть она и избитая, но это вечная тема, и она неисчерпаема, как сама жизнь. Всегда же интересно наблюдать за тем, как зарождается любовь, как она развивается и как заканчивается. Что происходит с душой влюбленного человека? Это всегда интересно. Другое дело – в какой это форме подается. Если говорить о «Двух женщинах», то здесь в центре сюжета – драма потерянной любви. Она отражается в душе каждого героя и приносит страдания. Если человек считает, что с окончанием любви рушится весь мир, то это для него – трагедия вселенского масштаба…
– Что вам больше нравится: играть в кино или снимать кино?
– Конечно, снимать, и уже давно! Я с огромным удовольствием закончила свою актерскую карьеру. Конечно, картины, в которых я снялась, мне дороги, но режиссура – она более объемна, и мне это нравится. Даже не знаю, почему это так, но мне настолько интереснее заниматься режиссурой, что это даже сравнивать с актерской работой нельзя.
– Как вы сами оцениваете: насколько то, что у вас получилось, соответствует первоначальному замыслу?
– В частностях – может быть, что-то не так сделано, как задумывалось, или не совсем так снято. Все-таки у нас было очень мало времени, месяц – это очень небольшой срок для съемок. Но если говорить о картине в целом, то я считаю, что задача выполнена.
– Может ли режиссер заранее предполагать: будет ли его фильм иметь успех, будут ли о нем помнить, например, через год?
– Конечно, никакой режиссер не хочет, чтобы фильм прошел незаметно и о нем забыли. Но сегодня существует одна реальная проблема: у хороших фильмов, которые были даже отмечены на престижных фестивалях, практически нет выхода на телеэкран. Те фильмы, которые побеждали, например, на «Кинотавре», – где они, кто их видел? Когда эта проблема будет решена, появится надежда, что ни один хороший фильм не ускользнет от внимания зрителя.
Без права на ошибку
– Если вспомнить ваш самый первый актерский опыт – в фильме «На край света» вы играли с легендарным Борисом Андреевым…
– Борис Андреев – удивительный человек: у него была небольшая роль, но он столько всего привнес в фильм, столько интересного предлагал режиссеру! Он продумывал каждую мелочь. Это было мне уроком на всю жизнь… А кроме него был не менее легендарный Петр Глебов, который играл моего отца. Это два таких могучих человека, два великих актера, и в мои 18 лет было сложно находиться на одной съемочной площадке с этими людьми и не показывать, что волнуешься... А еще я понимала, что не имею права ошибаться – ведь тогда из-за меня пришлось бы что-то переснимать. Конечно, это было очень непросто…
– Однажды вы сказали, что никогда не наделяете своих героинь вашими чертами характера. А бывало наоборот – вам что-то понравилось в вашей героине и вы «позаимствовали» это для себя?
– Нет, такого тоже не было. Черта характера героя – это данность сценария. Другое дело – когда ты следуешь роли, прописанному сценаристом характеру, но в то же время существуешь в этом органично, тогда могут сказать: «Да, это твой характер, это ты на экране!» Однако мне интересно, например, наблюдать за игрой Мерил Стрип – она делает образ, отталкиваясь при этом от себя.
– Она – ваша любимая актриса?
– Безусловно! Ей подвластно все, каждая ее работа просто фантастическая! Еще я люблю Кейт Бланшетт. К сожалению, ни с одной из них я не встречалась в реальной жизни…
«Не хотелось отказывать Нахапетову»
– Сейчас вы можете выбирать, за какой проект возьметесь. Но бывало, наверное, и по-другому?
– Бывало, что Родион Нахапетов предлагал мне роли, а мне казалось, что это не мое. Но я была его женой, не хотелось ему отказывать. Например, в «Зонтике для новобрачных» я сыграла 18-летнюю девушку, которая впервые влюбилась. А у меня самой на тот момент было уже двое детей: старшей – девять лет, младшей – семь. И для меня играть героиню, которая гораздо моложе меня, было серьезным испытанием. Представьте: мне около 30 лет и я с умилением говорю: «Вот, а мне еще рожать и рожать…». Было психологически сложно – не покидало ощущение, что здесь есть какой-то обман, что моя героиня не тот человек, за кого себя выдает. Но удалось как-то это преодолеть, и картина мне нравится: она очень хорошая, атмосферная и красиво снята!
– В какой-то момент ваш муж
Родион Нахапетов уехал работать в США, оставив вас с двумя дочками в Москве… Что бы вы посоветовали женщинам, которые оказались в похожей ситуации?
– Конечно же, не терять оптимизма! И по возможности работать. Потому что в сидении дома нет ничего хорошего, даже если бывший муж обеспечивает деньгами. Надо обязательно что-то делать, чем-то увлекаться. Я не думаю, что можно спастись в домашнем хозяйстве. Нужно найти интерес, который бы заменил общение с любимым человеком. Нельзя говорить: «Вот, я одна, и мне все неинтересно». Не сидите сложа руки, найдите то, что вам интересно, вот и все.
– А как лучше: когда супруги – представители одной профессии или когда у них разные профессии?
– Если судить по моему опыту, то лучше, когда разные. Потому что, если одна, все-таки рано или поздно появляется что-то такое… Не зависть, а, скорее, ревность: кто-то более успешен, а кто-то менее. А когда муж и жена заняты совершенно разными делами, то может возникнуть даже гордость за любимого человека.
Выпустить из гнезда…
– Дети не ревновали вас к работе?
– Такого, может быть, и не было. Но сейчас все трое дружно твердят, что они меня редко видели…
– У вас – три дочери. Были моменты, когда вы по-женски за них волновались?
– Конечно, волновалась, как и всякая мать. Но никогда не давала советы, с кем встречаться, а с кем нет, потому что уважаю их мнение. Знаете, есть данность, есть их личная жизнь. Волнуйся не волнуйся, а она все равно такая, какая есть.
– А воспитанием внуков занимаетесь вы?
– Нет. Каждая дочь занимается своим ребенком сама. Внучка Полина то танцует, то поет – за это отвечает ее мама. И меня очень радует, что внук Кирилл играет в шахматы – я люблю умных детей (смеется).
– А как вы считаете, насколько важна сейчас карьера для женщины? И что должно быть на первом месте: работа или семья?
– Я считаю, что лучше всего придерживаться середины во всем. Но в жизни бывают разные этапы, и на каком-то из них должна быть главной карьера. А потом наступает момент, когда создается семья и центр внимания перемещается туда… Но опять же, повторюсь, важно иметь интерес, любимое занятие. Чудесно, конечно, если женщина 15 лет занималась только ребенком. Но что потом? Проходит 15 лет – и ребенок начинает жить своей, совершенно отдельной жизнью и не нуждается в постоянном контроле. Он становится самостоятельной личностью, и советы мамы уже не очень-то ему интересны, у него своя голова... Чаще это происходит с сыновьями, когда мама опекает сына, как маленького ребенка, и постоянно лезет в его жизнь… Выпустить ребенка из гнезда – это самое сложное для родителей. Но это необходимо сделать, иначе он не состоится как личность.
Автор: Ирина ЛЕВКОВИЧ