Таежный клад

Создание в границах Владивостока уникального музея под открытым небом повысит туристическую привлекательность города

5 авг. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3781 (115) от 5 авг. 2015

Владивосток – единственный в мире мегаполис, где на огромных просторах прямо в городской черте сохранился в своем первозданном, неповторимом виде нетронутый человеком лесной массив. Так почему бы на горных склонах в центре полуострова Муравьева-Амурского не создать музей Уссурийской тайги?

Такую идею неоднократно озвучивал в своих выступлениях и публикациях заведующий лабораторией экологии растительного покрова Ботанического сада-института (БСИ) ДВО РАН доктор биологических наук, профессор Борис Петропавловский.

Зеленый рай для всех

– Борис Сергеевич, резолюция прошедшего в 2014 году международного экологического форума «Природа без границ» с вашей подачи содержит предложение создать музей «Уссурийская тайга» и туристско-экологический центр на территории Ботанического сада ДВО РАН. В чем суть проекта?

– Приходится удивляться, почему музей Уссурийской тайги, отражающий все богатства уникального леса, расположенного в основном в бассейне реки Уссури, не создан до сих пор.

Суть же высказанных на форуме предложений – организация в «одном флаконе» собственно музея и экологического центра. Вместе они должны выполнять общие задачи экологического образования: здесь могут проводиться выставки, учебные занятия, лекции, научно-практические конференции по различным вопросам охраны, восстановления и рационального использования биологических ресурсов Уссурийской тайги. Особенностью музея является и то, что он должен быть расположен в лесном массиве Ботанического сада, в пределах экологической тропы, проходящей по изолированному таежному островку.

Справедливости ради отмечу, что эту идею пытались реализовать и ранее, но безуспешно. О необходимости такого музея говорил один из первых организаторов Ботанического сада во Владивостоке – известный лесовод Николай Кабанов – еще в далеких 1940-х. Спустя десятилетия к этой идее возвращался директор БСИ Андрей Журавков. С той поры сохранились некоторые экспонаты и книги, предназначенные для музея.

– Выскажу крамольную мысль: может, музей Уссурийской тайги – это из разряда баловства или чудачества?

– А вы знаете, что подобные лесные музеи есть у всех соседей Приморского края? Музей леса на Дальнем Востоке с 1998 года действует в пригороде Хабаровска. Многие представители флоры и фауны Уссурийской тайги нашли достойное место в биосферном заповеднике Чанбайшань в Китае. В Музее природы в Республике Корея демонстрируют наших тигров, леопардов, женьшень, сотни других видов флоры и фауны, обитающих и произрастающих в бассейне Уссури.

Есть, конечно, отдельные экспозиции, посвященные Уссурийской тайге, в музее имени Арсеньева. Но там лесные объекты являются всего лишь единичными элементами на фоне обширного массива экспонатов.

– Хорошо, убедили. А что особенного смогут увидеть посетители музея в пригороде Владивостока?

– В заповедном лесу Ботанического сада произрастает и обитает более 450 видов растений, 61 вид лишайников, столько же грибов, сотни видов животного мира. Вот данные по основным группам: птиц насчитывается 168 видов, позвоночных животных – 35, насекомых – 150. Подобного прецедента – природного феномена с высоким биологическим разнообразием в пределах мегаполиса (в границах крупнейшего города Дальнего Востока) – нет нигде в мире! Это, кстати, является и основанием для включения данного лесного массива в список объектов со статусом национального наследия ЮНЕСКО.

Сотрудниками БСИ подготовлен к изданию фотоальбом «Островок Уссурийской тайги во Владивостоке». Но проблема, как всегда, в отсутствии денег на издание книги, которая может стать путеводителем по уникальному объекту, раскрывающему многие тайны, особенности развития многовидового и многоярусного лесного массива с величественными деревьями до 45 метров высотой, многие из которых растут в объятиях древесных лиан, что напоминает тропические джунгли.

Посетители могут познакомиться здесь с чернопихтово-широколиственным лесом (или чернопихтарником) и кедрово-широколиственным лесом (или кедровником) с главными их лесообразователями – пихтой цельнолистной (или черной) и сосной кедровой корейской (или кедром корейским). Все это можно увидеть на экологической тропе, состоящей из двух петель, длинной и короткой, ориентированных на людей с разными физическими возможностями.

Тропа обустроена смотровыми и учебными площадками со стендами, характеризующими флору и фауну Уссурийской тайги. Сегодня мы совместно с сотрудниками Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) готовим новую учебную площадку. К слову, наиболее характерные виды деревьев и кустарников здесь снабжены этикетками с названиями на русском и латинском языке, с указанием их особенностей и ареала распространения на Дальнем Востоке.

Лес на ладони

– Какие шаги по созданию музея уже сделаны?

– Уже разработана концепция содержания и функционирования музея Уссурийской тайги, что необходимо для подготовки технического задания для проектировщиков. Предварительный вариант предполагает, что музейные экспозиции должны размещаться в специальных залах или секциях.

Одной из ведущих станет секция «История освоения и изучения Уссурийской тайги». Большое внимание здесь должно быть уделено первопроходцам, исследователям лесов южной части Дальнего Востока.

Экспозиция «Флора Уссурийской тайги» продемонстрирует экспонаты основных лесообразующих видов, представленных образцами древесины, гербариями и фотографиями растений. Будут выставлены образцы лишайников, мохообразных видов и сохраненные в специальных растворах различные виды грибов.

В секции «Фауна Уссурийской тайги» должны рассматриваться виды основных групп животного мира: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые – с показом наиболее характерных условий местообитания.

В число остальных экспозиций войдут разделы «Жизнь леса», «Основные экологические проблемы Уссурийской тайги», «Пути оптимизации охраны, восстановления, многоцелевого и устойчивого лесопользования», «Роль экологического воспитания и образования в сохранении и приумножении Уссурийской тайги». Здесь будет отражен опыт экологического просвещения в различных формах и видах, использующихся в настоящее время в БСИ: «День рододендрона», «Лес на ладони», «Неделя экологического образования» и других.

– А что будет представлять собой экологический центр?

– Основные помещения экологического центра должны включать в себя конференц-зал, комнату для переговоров и официальных встреч, учебно-методический класс, лекторий, обширный холл, предназначенный для проведения различных выставок фотографий и живописи. Целесообразно здесь же разместить киоски для продажи книг, буклетов, карт, значков и другой рекламно-информационной продукции.

Здесь можно будет проводить семинары и конференции, викторины, конкурсы, фестивали, экологические акции и праздники для школьников и взрослых.

Для дошколят и младших школьников предусмотрена игровая комната. Запланирован полигон для интер-активного обучения. Старшеклассники смогут приходить сюда на уроки экологии и биологии.

– Борис Сергеевич, все это как-то согласуется с программой развития туризма в Приморье?

– Для нашего края с его неповторимой, уникальной природой это более чем актуально. Наши соотечественники и гости из-за рубежа будут рады побывать на экскурсиях в Уссурийской тайге, не выезжая за пределы Владивостоке.

К слову, в приморской столице планируется также создать Морской дальневосточный музей. Для реализации этого проекта готовы приложить бескорыстные усилия труженики морских предприятий – рыбацких и транспортных.

Метод народной стройки

– Слов нет, планы грандиозные. Какая поддержка необходима на первом этапе?

– Прежде всего потребуется материальная помощь. Сначала на разработку проектной документации для строительства собственного здания музея на основе предложенной схемы. Самое дорогостоящее – строительство и дальнейшее оснащение музея и экологического центра всем необходимым. Учитывая специфику объекта, необходимо вписать его в лесной ландшафт, придать зданию своеобразный облик.

Оптимальным вариантом может стать целевое выделение правительством России необходимой суммы для проведения всех проектных работ. Уверен, что каждый рубль, вложенный в создание музея, окупится многократно, хотя многие результаты появления такого учреждения не имеют рублевого эквивалента: это и повышение уровня экологического образования населения, и создание благоприятной среды проживания, и эстетический эффект – полученный каждым посетителем заряд духовного здоровья.

Конечно, необходимо содействие и со стороны властей Приморья и Владивостока. А также привлечение экологических и научных организаций: Амурского филиала WWF, фонда «Коллективная программа по сохранению биологического разнообразия «Феникс», Биолого-почвенного института и Тихоокеанского института географии ДВО РАН, других заинтересованных сторон. Пока что свою поддержку гарантируют только администрация Владивостока и глава города Игорь Пушкарев.

Стоит отметить, что принять активное участие в создании музея Уссурийской тайги могут также общественность и жители приморской столицы. Названия всех организаций-меценатов и фамилии частных лиц будут отражены на благодарственном стенде будущего музея.

Справка «В»

В зоне распространения кедрово-широколиственных лесов в Приморье произрастает 1750 видов продукционных растений, в том числе 400 видов пищевых, 250 медоносных, 1100 лекарственных, технических растений, более 200 видов съедобных грибов.

Приморская тайга богата на дары. Это кедровые орехи, мед, лимонник, виноград, актинидия, голубика, березовый сок, папоротник-орляк, корни элеутерококка и аралии и многое другое. Многие виды флоры встречаются только на юге Дальнего Востока. При рациональном использовании таежных продуктов они станут прекрасным дополнением к столу россиян и выгодной статьей экспортных поставок.

    

Автор: Николай КУТЕНКИХ