Летим стоя?
Чем обернется продажа «лишних» авиабилетов для дальневосточников, собравшихся в отпуск
Министерство транспорта России предложило внести в Воздушный кодекс РФ изменения, которые законодательно закрепят за авиакомпаниями право на овербукинг, то есть на продажу билетов в количестве, превышающем количество мест в самолете.
Овербукинг – это изобретение американских авиакомпаний в борьбе за прибыль. Дело в том, что пять процентов пассажиров, согласно статистике, не являются на рейс. Чтобы самолеты не летали с пустыми креслами, авиакомпании продают на рейсы чуть больше билетов, чем реально воздушное судно может вместить пассажиров. Как правило, в таких случаях мест не хватает пассажирам, которые пришли на регистрацию последними. Поэтому лучше заранее пройти регистрацию на рейс через Интернет либо приехать в аэропорт пораньше.
Пока проект федерального закона размещен на Едином портале и предложен к публичному обсуждению. Но реакцию общественности мы можем наблюдать уже сейчас. В частности, в адрес председателя Госудумы РФ Сергея Нарышкина и министра транспорта Михаила Соколова Приморской общественной военной ассоциацией направлено письмо, авторы которого предполагают, во что выльется инициатива Минтранса конкретно для военных и их семей.
– Мы еще не забыли, как в результате банкротства авиакомпании «Ориент-Авиа» в конце лета 1997 года в московских аэропортах скопились сотни офицеров и членов их семей, возвращавшихся из отпусков в свои воинские части, дислоцированные в Забайкалье, на Камчатке, Сахалине, в Приморском и Хабаровском краях, – напоминает один из авторов обращения Юрий Тарлавин, координатор ассоциации, председатель Приморской краевой организации и заместитель председателя Общероссийского профсоюза военнослужащих. – В кассах аэропортов тогда возвращали деньги за приобретенные билеты, чтобы пассажиры могли купить новые на рейсы других авиакомпаний. Но военнослужащие этой возможностью воспользоваться не могли, так как приобретали авиабилеты не за наличный расчет, а по воинским перевозочным документам (ВПД).
Учитывая реальность того факта, что к концу отпуска денежных средств у офицеров оставалось в обрез, нетрудно представить, в каких условиях они и их семьи просуществовали (другого слова не подберешь) несколько суток, пока их не начали отправлять самолетами военно-транспортной авиации.
Сейчас, в случае реализации законопроекта об овербукинге, создается угроза повторения этой ситуации. Конечно, москвичу, наметившему авиаперелет в Санкт-Петербург, Сочи или Симферополь (города, куда авиарейсы выполняются часто), предложение вылететь через час-два (получив при этом компенсацию) не представляется трагической ситуацией. Он может приятно провести это время в тиши аэропортовского бара. В конце концов, можно и вернуться в Москву, переночевать, утром вылететь другим рейсом. Можно просто вернуть деньги за билет и воспользоваться услугами другой авиакомпании.
А вот для какого-нибудь подполковника Иванова, с женой и двумя детьми 8 –10 часов добиравшегося из своего отдаленного гарнизона в аэропорт Владивостока, отсутствие возможности вылететь именно тем рейсом, на который приобретены билеты, порождает массу проблем.
Они перечислены в обращении военной ассоциации:
«Следующий рейс через сутки. Сдать билеты и полететь рейсом другой авиакомпании возможности нет, да и реальные деньги никто ему не вернет (билеты приобретены по ВПД). Как эти сутки прожить? Аэропортовские цены поистине заоблачные, а бесплатно питание и гостиницу наши авиакомпании, как мы поняли, предоставлять подобным пассажирам не собираются. Срывается забронированный транзит в тот город, куда подполковник Иванов и его семья намеревались вылететь из Москвы…»
К слову, чуть ранее, чем появилась инициатива Минтранса, депутаты подготовили поправки в статью 120 Воздушного кодекса Российской Федерации. В законопроекте четко прописаны обязательства авиакомпании для того случая, когда во время регистрации на конкретный рейс пассажиру не хватило места в самолете при условии, что у него на руках купленный билет.
Так, за отказ доставить пассажира по указанному в документе маршруту перевозчик обязан оплатить 10-кратную стоимость билета и предложить приобрести клиенту новый по публичной стоимости на ближайший рейс. Этот пункт не распространяется на ситуации, когда вылет задерживается из-за неисправности судна, а также по другим обстоятельствам непреодолимой силы.
Парламентарии считают, что авиакомпания должна предоставить зарегистрированным пассажирам возможность поменяться местами с незарегистрированными в обмен на компенсацию. В частности, если пассажир, которому не хватило места, не хочет получать 10-кратную компенсацию билета, а желает улететь именно этим рейсом, он может потребовать от перевозчика оповестить зарегистрированных уже пассажиров о том, что они могут отказаться от регистрации в пользу последнего и получить вместо него компенсацию.
Автор: Лика ТКАЧЕНКО