Выгоду получат все. За исключением бюрократов

Уже через 2,5 месяца во Владивостоке торжественно откроется свободный порт. И это будет не просто причальная стенка в пределах Золотого Рога для стоянки морских судов и ведения погрузочно-разгрузочных операций, а территория всего южного Приморья для осуществления масштабных бизнес-проектов на десятилетия вперед с наиболее благоприятным таможенным и налоговым режимом.

29 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3777 (111) от 29 июль 2015

Однако, как мы уже смогли убедиться (смотрите, к примеру, предыдущий выпуск толстушки «В» за 22 июля), значительная часть населения до сих пор не может разобраться в том, что дает нам порто-франко, с сомнением смотрит на возможности этого проекта. «В» пригласил уважаемых экспертов, чтобы они дали пояснения и высказали свое мнение о перспективах свободного порта.

Неизбежен мультипликативный эффект

Петр Самойленко, руководитель Регионального центра азиатско-тихоокеанских исследований Российского института стратегических исследований, кандидат политических наук, доцент:

– Проект создания свободного порта в Приморье перспективен для региона в целом и для его жителей в частности. Для региона это прежде всего повышение инвестиционной привлекательности и дополнительный ресурс развития за счет «загрузки» транспортной и логистической систем и существенного увеличения складирования и перевозки грузов, пересекающих границу.

Для обычных жителей в этом проекте также есть выгоды. Во-первых, однозначно должны появиться новые рабочие места как для представителей рабочих профессий, так и менеджмента бизнес-структур, в основном они будут сконцентрированы в рамках транспортного комплекса, портовой, железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, туризма.

Во-вторых, реализация проекта порто-франко будет связана с необходимостью ведения строительных работ, расширения перегрузочной и транспортной базы, а значит, появятся возможности так называемого мультипликативного эффекта, то есть появления работы для смежных хозяйственных областей, например, строительного комплекса и сферы обеспечения.

В-третьих, усиление бизнес-активности должно повлечь повышение уровня жизни в регионе в целом за счет увеличения налоговых поступлений в бюджет и т.д. Ведь даже если товары перемещаются через границу беспошлинно, то компании, обрабатывающие эти ввозимые-вывозимые грузы, будут вести активную деятельность и платить налоги. Тем самым возникнет возможность улучшения качества жизни в регионе в целом за счет наполнения бюджета и увеличения различных социальных затрат.

Если говорить об угрозах, то, наверное, основными являются наши традиционные проблемы: бюрократия, коррупция и т.д. Нет сомнений, что с их проявлениями будут нещадно бороться, бизнес и государство будут вести прозрачную и доверительную игру.

Также можно выделить отдельные инфраструктурные проблемы, например, низкую пропускную способность железных дорог в районах некоторых приморских портов, что в случае резкого роста объема грузоперевозок однозначно будет тормозом. Но и эти вопросы вполне решаемы.

В целом при наличии политической воли проект вполне может быть реализован, главное, чтобы работа велась стабильно и планомерно.

Преимущества в трудоустройстве будут у местных

Александр Галушка, руководитель Минвостокразвития РФ:

– Мы возвращаемся к старому доброму Владивостоку, который вполне успешно развивался как порто-франко. Мы хотим опираться на все хорошее, что было в нашей истории, но с учетом, конечно, реалий XXI века и лучших международных практик.

Что мы получаем? Прежде всего, закон охватывает 15 районов Приморского края, все наиболее значимые порты. Он ориентирован на раскрытие логистического и транзитного потенциала, который есть на юге Приморья. Поэтому существенное внимание уделено вопросам пересечения границы участниками внешнеэкономической деятельности. Для них будет создано единое контрольное окно, где вместо множества контролеров – таможенного, пограничного, фитосанитарного, транспортного и другого надзора – будет один. Он будет подконтролен Федеральной таможенной службе. В контроле на границе будет воплощен риск-ориентированный подход, когда не всех подряд проверяют, а только те товары и грузы, которые попадают в зону риска. Кроме того, будет введен механизм предварительного декларирования участниками ВЭД тех грузов и товаров, которые они планируют перевезти через границу. Если такое декларирование будет происходить по электронным каналам более чем за два часа до пересечения границы, то в соответствии с законом ему будет организован режим «зеленого коридора».

Хочу напомнить о проекте транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Если мы посмотрим на две китайские провинции, с которыми мы граничим на Дальнем Востоке – Хэйлунцзян и Цзилинь, – то увидим, что их ВВП составляет уже почти $1 трлн. Напомню, что ВВП всей России составляет $1,8 трлн. Две эти северо-восточные провинции, допустим, будут экспортировать продукцию. Везти ее в порт Далянь далеко. А если мы сделаем коридор из Хэйлунцзяна в Находку, а из Цзилиня в Зарубино, то мы кардинально сократим транспортные издержки и время. И вот этот благоприятный режим, созданный для пересечения границы, для торговли, для движения потоков товаров, – все вместе направлено на то, чтобы транспортные коридоры самым активным образом начали создаваться.

И нельзя забывать, что будут создаваться новые рабочие места: за 10 лет появится до 72 тысяч вакансий. И мы их должны создавать именно для дальневосточников. Однако по ряду позиций мы не всегда можем найти в нужном объеме и нужной квалификации рабочую силу здесь. Поэтому наш второй приоритет – граждане Российской Федерации. Приоритет третьего порядка – люди с той же идентичностью (говорящие и думающие по-русски). И лишь в четвертую очередь мы готовы привлекать квалифицированную иностранную рабочую силу. При любом раскладе преимущества в трудоустройстве смогут получить местные жители.

Автор: Николай КУТЕНКИХ