Зачем накануне ЕГЭ скупают ремни?
Итоги единого государственного экзамена подвели в Приморье
Уже почти месяц прошел с того дня, когда выпускники-2015 получили аттестаты и отгремели выпускные вечера. Сегодня абитуриенты волнуются, ожидая появления списков поступивших в вузы, а меж тем специалисты подводят итоги работы всех служб, обеспечивавших проведение ЕГЭ-2015. Заседание межведомственной комиссии по содействию в проведении ЕГЭ на территории Приморского края собрало педагогов, представителей департамента образования, полиции, медицины.
«Алло, ты где...»
Как отметили собравшиеся, далеко не в каждом регионе страны есть такие комиссии, но именно они помогают так объединить все службы, чтобы ЕГЭ прошел спокойно и организованно, как это было в нынешнем году. Представители Кировского района даже рассказали, что в их межведомственную комиссию входят также и представители центра занятости. В начале октября специалисты центра тестируют всех выпускников, определяя, к гуманитарным или точным наукам у них склонность. Эти исследования помогают ребятам и их родителям определиться с выбором вуза, а значит, и с теми экзаменами, которые они будут сдавать в июне.
Собравшиеся на комиссии отметили: сегодня родители и выпускники уже активнее прислушиваются к советам педагогов по поводу выбора экзаменов. Если еще три-четыре года назад некоторые ребята – при активной поддержке старших членов семьи – выбирали по пять, а иногда и по семь экзаменов, то сегодня обычно ограничиваются тремя или четырьмя. И это оптимальное количество, потому что уже совершенно точно отмечена пропорция: чем больше экзаменов выбирает выпускник, тем хуже он их сдает (сказывается напряжение, плотный график, усталость), тем ниже набранные баллы и, соответственно, возможность поступить в хороший вуз.
Вообще, о том, насколько выпускники и родители прислушиваются к советам и рекомендациям педагогов и психологов, на заседании комиссии говорили довольно часто. Одним из поводов для такого обсуждения стала информация о количестве зафиксированных нарушений. Как рассказала Надежда Виткалова, заместитель директора департамента образования и науки края, всего в этом году было составлено 17 протоколов. Больше всего нарушений в случаях, когда выпускники, игнорируя все советы, все же проносят с собой на экзамен мобильный телефон. Да, все пункты приема экзаменов оборудованы рамками и металлоискателями, но… Обыскивать детей ни педагоги, ни полиция права не имеют. И вот представьте: звенит детектор, у 11-классника спрашивают, что это у вас. Он объясняет: пряжка ремня большая, металлическая, вот и звенит… И спокойно проходит на экзамен. А за той самой пряжкой аккуратно спрятан мобильный телефон. Между прочим, подобный трюк проделывают не только юноши, но и девушки, приходя на сдачу ЕГЭ в брюках. Кстати, перед началом экзаменов в магазинах буквально раскупают ремни с красивыми большими металлическими пряжками. Что выпускники хотят получить от припрятанного мобильного, сказать трудно, однако, как с улыбкой рассказали на заседании комиссии, в разгар экзамена нередко случается конфуз: телефон вдруг звонит, а то и банально вываливается на пол. Конфуз, нарушение, составление протокола. Шутки шутками, а в этом году одного из выпускников поймали на обязательном экзамене на попытке воспользоваться сотовым. Юноше дорого обошлась его «храбрость» – он лишился возможности пересдать экзамен в сентябре и не получит аттестат в этом году. Кстати, пересдавать экзамены в конце сентября теоретически будут 276 человек, не справившихся с ними в июне (в прошлом году таких было 98). Но на практике, скорее всего, получится так, что на пересдачу придут не все. Многие из тех, кто не получил аттестат о среднем образовании, имея на руках свидетельство об окончании 9 классов, поступили учиться в профтехучилища или устроились на работу.
С обществознанием пора что-то решать
Как уже сообщал «В», в этом году школьники Приморья в целом довольно успешно сдали единый государственный экзамен. По таким предметам, как литература, русский язык и физика, средний балл, который набирают выпускники, стабильно растет: по русскому языку он в нынешнем году составил 63,14, количество стобалльников по этому предмету – 15, по литературе – 52,9, стобалльников по нему – 2, по физике – 47,51, стобалльников по этому предмету на этот раз нет, восемнадцатый стобалльник сдал на «отлично» информатику). Тех, кто набрал более 85 баллов по какому-либо предмету (это считается очень высоким показателем), в этом году в крае 864 (в прошлом году – 546). Особо отмечали на заседании комиссии те школы, что в течение многих лет дают стабильно высокий результат по ЕГЭ. Во Владивостоке это Технический лицей и школа № 23, а в крае, к примеру, называли школу села Новоселище Ханкайского района, села Измайловка Красноармейского района.
На заседании комиссии отметили также, что почти вдвое в этом году сократилось количество поданных апелляций – 442 против 800 в прошлом году. Это связано с тем, что впервые в этом году выпускники получили возможность посмотреть свою проверенную работу на портале Рособразования, введя логин и пароль. Из всего числа поданных апелляций удовлетворено было 36.
Тем не менее вопрос об апелляциях на заседании обсуждался остро. Все дело в том, что большая часть апелляций подана по результатам ЕГЭ по обществознанию. Как считает Галина Паздникова, руководитель регионального центра обработки информации Приморского краевого института развития образования, корень проблемы – в количестве учебников по этой дисциплине. Их целых семь. И в некоторых учебниках толкование тех или иных понятий несколько отличается от того, которым оперируют составители контрольно-измерительных материалов к экзамену. И получается, что, по сути, ребенок на экзамене ответил правильно, так, как его учили, как сказано в учебнике, а по факту выходит – ошибся. Выход из ситуации специалисты видят в том, чтобы сократить количество учебников по этому предмету, а также в том, чтобы составители КИМов максимально учитывали «факт семи учебников» во время работы. Свое мнение члены комиссии внесли в итоговый протокол, также было решено направить письмо в министерство образования. Ведь сократили же постепенно количество учебников по другим дисциплинам (педагоги с содроганием вспоминают, как еще в середине 90-х по некоторым предметам было 20, а то и 25 учебников разных авторов), значит, и с обществознанием можно проблему решить. Чтобы не было у будущих выпускников лишних стрессов.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ