Свободный порт изменит климат Владивостока

Что конкретно дает городу статус порто-франко – мнение экспертов

22 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3773 (107) от 22 июль 2015

Создание Свободного порта Владивостока можно считать свершившимся фактом: соответствующий закон был подписан президентом России Владимиром Путиным 13 июля. Вступит в силу он спустя 90 дней, после всех необходимых процедур и принятия сопутствующих подзаконных актов.

Однако это не значит, что этот закон, его перспективы, плюсы и минусы, его последствия перестали волновать граждан.

«В» решил узнать, что думают о грядущем порто-франко эксперты из числа политиков, бизнесменов, ученых. Вот только несколько мнений.

Это разорит соседние порты

Петр Бакланов, доктор географических наук, профессор, академик РАН, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН:

– Проект сложный, у него есть как плюсы, так и минусы. Безусловно, предполагаемый режим свободного порта будет стимулировать рост грузопотока через Владивосток, Находку и Зарубино.

А как введение преференций отразится на портах Хабаровского края? Ведь в Советской Гавани и Ванино пытаются создать особую экономическую зону. Для них это будет серьезная конкуренция. Сократятся сотни рабочих мест, сократятся совокупные налоги. В этих прибрежных городах наступит депрессионный период, населению придется помогать за счет федерального бюджета. Поэтому правительству стоит заранее озаботиться данной проблемой. Один из вариантов – это распространение статуса порто-франко на все порты Дальнего Востока. По-моему, это будет справедливо.

Серьезный рывок к развитию туризма

Рашид Таймасов, директор компании Time Group:

– Для Приморского края очень важен азиатский турист. Поэтому то, насколько быстро он сможет попасть в интегрированную зону, минуя оформление визы и другие нюансы, хотя бы на неделю (для туристов больше и не надо), даст очень серьезный рывок развитию самой зоны, повлияет на направление в нее денежных потоков. Именно туристы из Азии сейчас являются самой действенной силой в мировой туристической отрасли, они оставляют больше всего средств в экономиках собственных и других стран. Поток туристов из стран АТР потянет за собой развитие сферы обслуживания – гостиничного бизнеса, сети кафе и ресторанов, автомобильных трансфертов, услуг гидов и переводчиков во Владивостоке, а также туристических зон и маршрутов в Уссурийской тайге и на побережье моря.

Десять лет льгот. Что дальше?

Павел Волков, советник министра России по развитию Дальнего Востока, куратор разработки законопроекта «О Свободном порте Владивостока»:

– Что конкретно дает Владивостоку статус порто-франко? Прежде всего речь идет о создании предпринимательского климата. Законопроект разрабатывался вместе с приморцами. Мы слушали их внимательно: их ожидания, предложения. Старались максимально реализовать их чаяния. В итоге получился продукт, созданный на основе их предложений. Что в нем такого особенного? С одной стороны – Япония. С другой – Китай. Есть граница с КНДР, недалеко находится Южная Корея. Фактически порто-франко находится в регионе, где рост экономики потенциально большой. В определенных географических и экономических условиях мы создаем некий правовой режим. Мы собрали практически все идеи, которые могли реализовать в рамках российского законодательства. Честно признаюсь, не все желания предпринимателей и простых жителей нам удалось реализовать. Часть из них была связана с упрощением режима в области таможни и внешней торговли на национальном уровне или в области доступного здравоохранения мирового уровня.

Но и то, что удалось сделать, впечатляет. Налоговые льготы, в частности налог на прибыль, действуют в течение 10 лет: пять лет – не более 10 процентов, это устанавливает регион, и второе пятилетие, тоже по решению региона, – не менее 10 процентов от федеральной ставки. Получается, что на протяжении 10 лет резидент пользуется достаточно серьезными налоговыми льготами.

Я могу предположить, что затем инвестор свернет бизнес и уйдет. Но если инвестор создает здесь предприятие и реализовывает свой проект, то, конечно, странно будет выглядеть его уход тогда, когда компания выйдет на проектную мощность и достигнет определенных показателей. Плюс – у нас срок существования свободного порта 70 лет. Значит, он может вступить в другой проект по модернизации, совершенствованию производства. Он также может перезаключить существующее соглашение и с новыми инвестиционными условиями продолжать развивать свое производство или создавать дополнительное. Поэтому мы не можем утверждать, что все однозначно заканчивается в течение 10 лет, если мы говорим про налоговые льготы.

Есть еще и часть других мер, которые будут действовать в отношении резидентов и создавать дополнительные условия для снижения их рисков, связанных с предпринимательством и направленных на повышение доходности. Для этого создан специальный орган – наблюдательный совет, который возглавляет вице-премьер Юрий Трутнев, туда входят министр Минвостокразвития Александр Галушка, глава региона Владимир Миклушевский, глава Владивостока Игорь Пушкарев и руководители других муниципальных образований.

Автор: Николай КУТЕНКИХ