Партизан Денис Давыдов пел на приморской сцене

Классическая музыка доводит публику до экстаза

16 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3770 (104) от 16 июль 2015
a165f66bffffe57557171a2e48c2b92d.jpg

Большим концертом «Парад солистов» Тихоокеанский симфонический оркестр закрыл сезон.

– Этот концерт, а особенно его название, – говорит Анатолий Смирнов, главный дирижер и художественный руководитель Тихоокеанского симфонического оркестра (ТСО), – отразил суть перемен, которые произошли с оркестром за сезон. Мы смогли показать, какие солисты выросли в коллективе, какие силы у нас есть. Когда я пришел в ТСО, то сразу стал активно развивать это направление работы – дать возможность музыкантам поиграть не в составе оркестра, а с оркестром. Это стимулирует к профессиональному, творческому росту. Я не могу поощрить музыкантов материально, поскольку зарплаты у нас по-прежнему очень маленькие, но могу дать им возможность проявить себя.

В «Параде солистов» на сцене Приморской краевой филармонии блистали флейтисты Дарья Крутикова и Владимир Чижов (они исполнили пьесу для флейт-пикколо), виолончелистка Люся Гомозова, которая сыграла произведение испанского композитора Мануэля де Фалья, скрипачка Мила Менгалимова, исполнившая мелодию из оперы Масне «Таис», контрабасист Кирилл Мурзин (прозвучал концерт Сергея Кусевицкого для контрабаса с оркестром), фаготистка Надежда Ткаченко. Концерт Кусевицкого, как и другие произведения, вошедшие в концерт, редко, крайне редко исполняются во Владивостоке, а главное – они позволяют солистам раскрыться в полной мере, показать уровень владения инструментом.

Интересно, что в концерте в исполнении солиста филармонии Сергея Плешивцева прозвучала ария Дениса Давыдова из оперетты Анатолия Смирнова «Денис Давыдов», которая еще не завершена.

– Спектакль рассказывает о событиях 1812 года, – говорит Анатолий Смирнов. – Я нашел великолепные стихи Дениса Давыдова, ведь нельзя забывать, что он еще и блестящий поэт, и написал на них музыку. Так получилась ария Дениса Давыдова, премьера которой и состоялась в рамках «Парада солистов».

– Концерт завершил сезон для зрителей, а каковы, на ваш взгляд, его главные итоги?

– Главный итог – комплектация. Сегодня у нас 70 музыкантов, это полноценный оркестр, мы можем играть любую программу или произведение. Да, сложности остаются – есть проблемные инструменты, требующие замены, но все же… Давно такого состава у ТСО не было.

Второе важное достижение – количество концертов, которые дал оркестр. Лично я в этом сезоне продирижировал 30 концертами, а ведь ТСО играл и с другими дирижерами. Раньше у оркестра было два выступления в месяц, сейчас – четыре, а в феврале даже пять.

Мы играли тематические, смешанные и детские концерты. Назову те, что запомнились: произведения Гершвина и Бернстайна, произведения Моцарта, Бетховена. Очень яркий был концерт к юбилею Чайковского, мы исполнили увертюру «1812 год» с духовым оркестром штаба флота. Он разместился на балконе, мы на сцене, и знаете, как дали на балконе 45 духовиков, так публика аж вопила в экстазе!

Серьезным испытанием для нас стало выступление на открытом воздухе: когда проходили Дни славянской письменности и культуры, мы вместе с огромным сводным хором исполнили ту же увертюру. Играть на улице всегда непросто для оркестра, но мы справились, выступили очень достойно.

В течение года вместе с ТСО играли такие уникальные коллективы, как «Терем-квартет», например. Зал бисировал едва ли не полчаса, это был удивительный концерт…

Вместе с нами профессор Московской консерватории Михаил Петухов играл концерт Рубинштейна для фортепиано с оркестром. Кстати, его ученик Дмитрий Маслеев получил первую премию на конкурсе имени Чайковского в номинации «фортепиано». Мы вели переговоры о том, чтобы в будущем сезоне он сыграл вместе с ТСО.

В нынешнем сезоне я организовал при ТСО камерный оркестр, и мы дали уже несколько концертов, из которых отмечу посвященный танго. Не только музыка звучала, но и пара танцоров – Максим Попов и Маргарита Беспалова – исполняла этот знойный страстный танец, публика неистовствовала, были настоящие овации.

Зритель к нам пошел – еще один важный итог сезона. У нас практически не бывает пустых залов. И музыканты это тоже оценили, поняли, как верит им слушатель. А это много значит.

– Ваши планы на будущий сезон?

– Уже сейчас сверстаны программы трех абонементов. «Шедевры классической музыки», в рамках которого мы будем играть, к примеру, Листа, Малера. «По странам и континентам» – здесь будет звучать музыка композиторов разных стран, например, запланированы концерты композиторов Аргентины, Испании, Франции, Германии…

Третий абонемент – детский, мы сыграем «Карнавал животных» Сен-Санса. Вообще, я не намерен забывать о юных исполнителях: в будущем году, как и в этом, с нами будут играть лучшие воспитанники музыкальных школ Владивостока, стипендиаты фонда «Новые имена», студенты музыкального колледжа, академии искусств. Я считаю это направление работы – растить кадры на перспективу – очень важным. Вот посмотрите, в завершившемся сезоне с нами играла скрипачка Мария Черкасова, выпускница школы искусств № 1, сегодня она учится в Гнесинке, недавно стала победительницей престижного конкурса юных музыкантов в Краснодаре. С ТСО Мария играла концерт Сибелиуса, сложнейший концерт, который прозвучал просто великолепно! Играли с нами и прелестные «Озорники» из детской школы искусств № 3 Владивостока, вы бы слышали, как им аплодировали, как они звучали с оркестром. Это очень важно, я мечтаю в новом сезоне провести фестиваль детского творчества, чтобы вместе с оркестром сыграли юные лауреаты международных конкурсов, которые проходят в академии искусств. И отдельно запланирован, кстати, у нас совместный концерт с лауреатами конкурса «Музыкальный Владивосток», который пройдет в апреле 2016 года.

  

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ