Продукты развернули на восток

Россия начала активно осваивать китайский продуктовый рынок: поставки отдельных продуктов питания в Китайскую Народную Республику в начале этого года выросли в разы.

16 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3770 (104) от 16 июль 2015

По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) за первый квартал 2015 года (за второй квартал пока опубликованы только частичные данные), которые проанализировал РБК, самый убедительный рост показали подсолнечное масло, шоколад, пиво и мед. Так, по сравнению с первым кварталом 2014 года экспорт подсолнечного масла в КНР в натуральном выражении вырос почти в тысячу раз, шоколада – в 18 раз, меда – в 9 раз, пива – в 3 раза.

Для российского рынка поставки пока небольшие: например, объем экспорта подсолнечного масла в Китай в первом квартале составил 4,6 тыс. тонн, а это только 0,4% от российского производства. Однако динамика роста по категориям впечатляет. Для иллюстрации: за весь 2014 год Россия экспортировала шоколада на $4,1 млн, а только за первый квартал этого года – на $2,8 млн. Выход на рынок КНР сложен для российских компаний, в частности, из-за разницы бизнес-культур России и Китая, отмечает вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Георгий Петров, но, по его словам, китайский рынок начинает приоткрываться для отечественных производителей.

Китай накрыла эпоха потребления

О «развороте на Восток» и расширении торговли с Китаем президент России Владимир Путин заявил еще весной 2014 года во время визита в Пекин, и эту тему активно поддержал российский бизнес. О своих планах экспорта в Китай публично говорили крупные российские производители продуктов питания «Мираторг», «Русагро», «Объединенные кондитеры», «Нарзан», «Мистраль».

Для разворота у российского бизнеса есть все основания, говорит Георгий Петров: в Китае растет прослойка среднего класса, и, как следствие, увеличивается спрос на более качественную и разнообразную еду, в том числе на подсолнечное масло, гречку, шоколад и бутилированную воду.

Раньше власти КНР позиционировали Китай как страну-производителя, но теперь растущий средний класс проявляет интерес к иностранной продукции – и началась «эпоха потребления», добавляет директор Китайского центра института МИРБИС Наталья Печерица.

– Например, только в Гонконге в прошлом году потребление французского вина выросло в 25 раз – и это притом что раньше китайские потребители вообще не знали этот напиток, – рассказывает она. По ее наблюдениям, из российских продуктов у китайцев огромным спросом пользуется шоколад.

Благозвучное название обязательно

Еще одной причиной резкого роста экспорта в этом году стало падение курса рубля, которое сделало российскую продукцию более конкурентоспособной.

Однако, уточняет Наталья Печерица, российские игроки часто делают ошибки, пытаясь выйти на китайский рынок. По ее наблюдениям, они традиционно пытаются диктовать свои условия, не учитывая китайскую специфику: в силу культурных особенностей переговоры могут занять гораздо больше времени, чем привыкли российские бизнесмены.

– Кроме обычных процедур по лицензированию пищевой продукции необходимо иметь китайского партнера, – поясняет Печерица. – Местные игроки работают с человеком, а не с юридическим лицом. Кроме того, лучше проводить лингвистическую экспертизу, чтобы русское название не показалось китайскому потребителю неблагозвучным. Иногда приходится менять упаковку, запах или цвет продукта из-за разницы в менталитете.

Как отмечают специалисты, проблему для российских производителей представляют и юридические вопросы. Например, если европейские производители сразу регистрируют товарные знаки, то российские часто – видимо, в целях экономии – этого не делают. В результате в Китае сразу появляются «клоны» их продукции, а российские компании не имеют юридических оснований, чтобы остановить «пиратов».

 

Автор: Отдел экономики «В»