От блокады до «огненных рейсов»

Известие о начале войны настигало каждого в разные и, понятно, неподходящие моменты жизни. 22 июня 1941 года юная Женя Рогозина, студентка Ленинградского кораблестроительного института, гуляла по Царскому Селу с подругой Катей Матросовой. В тот момент, когда они любовались скульптурой «Девушка с разбитым кувшином», из динамиков перестала звучать музыка и раздался голос Молотова: война.

15 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3769 (103) от 15 июль 2015

В тот же вечер, вспоминает Евгения Михайловна, была первая воздушная тревога…

Когда идут танки, каблуков не жалеют

С тех пор радио в общежитии не выключалось круглосуточно. На Балтийском кораблестроительном заводе, где Женя и ее однокурсницы проходили практику, сказали: «Сдавайте зачеты и уходите с завода. Нечего вам тут делать, девочки…» Тогда они устроились на стройку в метро, но ее через несколько дней закрыли, а девушек отправили на строительство противотанковых укреплений вокруг Ленинграда.

В один из дней на горизонте внезапно появились немецкие танки. Все побежали. А на Жене были матерчатые туфли на каблуках – их пришлось быстро оторвать, чтобы бежать было удобнее. К вечеру группу, в которой работала Женя, вывели к железной дороге: проходящий дачный поезд подбирал людей, вышедших из лесов. Так они вернулись в Ленинград.

На работы студенток больше не повезли. Город уже вовсю бомбили, и Женя с Катей приняли решение не раздеваться перед сном: если дом разбомбят, их потом могут найти неодетыми…

Занятия в институте все не начинались, и тогда Женя пошла на медицинские курсы, попутно устроившись в госпиталь ухаживать за ранеными. Самые страшные воспоминания того времени, говорит она, – это искалеченные тела детей, без рук и ног. И плач, который не смолкал ни на минуту.

Тяжело было и в бытовом плане: не было воды, тепла, электричества, городской транспорт прекратил работу, приходилось вручную носить воду, дрова.

– Несмотря на тяжелую обстановку в городе, все крепились, – рассказывает Евгения Михайловна. – 7 ноября 1941 года мы лежали в общежитии на своих кроватях, укрытые матрасами, так как было очень холодно, и слушали трансляцию парада на Красной площади. Вера в победу и вправду помогала выжить…

Судьбу изменил комсомол

– В конце февраля 1942 года наш институт вывезли по Дороге жизни и эвакуировали в город Горький, сейчас это Нижний Новгород, – продолжает рассказ ветеран. – В пути я заболела сыпным тифом, но преодолела болезнь. Помню, как сошли с поезда после шестнадцати суток изматывающей дороги в товарном вагоне и каждый получил горячий, вкусный ужин. Первый за долгое время…

После болезни Женя решила вернуться к родителям в Новосибирскую область и жила там полтора года, занимаясь комсомольской работой. Как признается Евгения Михайловна, «это была скука сплошная, не было ощущения того, что делаешь настоящее, полезное дело».

А в 1943 году по призыву ЦК ВЛКСМ она отправилась во Владивосток для работы в Дальневосточном пароходстве. Активная комсомолка загорелась идеей стать штурманом, но после первого же рейса в США, когда ей пришлось поработать матросом 2-й статьи и она наблюдала за работой всего экипажа, девушка пришла к выводу, что штурман – это совсем не женская профессия.

Впоследствии Женя с разрешения капитана начала посещать радиорубку, изучать радиодело и решила получить специальность радиста. Суда, на которых работала Евгения Рогозина, ходили на дальние рейсы – от Владивостока до Канады и США. Это были «огненные рейсы»: в это время Япония вела войну на Тихом океане…

После окончания войны бывшая ленинградская студентка, ставшая все-таки радисткой, связала судьбу с Дальним Востоком: она осталась работать в пароходстве и трудилась здесь до 1973 года.

Сейчас Евгении Михайловне уже 94 года, но эта хрупкая приветливая женщина по-прежнему отличается активным отношением к жизни: ведет радиопередачу в Седанкинском доме ветеранов, является постоянным членом поэтического кружка. И о войне вспоминает так, будто это было вчера, – с болью и горечью, но одновременно и с гордостью за страну, победившую фашизм…

«Я помню. Помните и вы»

Мы продолжаем, уважаемые читатели, публиковать письма, поступающие от вас в ходе акции «Я помню. Помните и вы». В них труженики тыла, дети войны делятся воспоминаниями о том, как пережили Великую Отечественную. А вы помните, КАК это было? Помните, как жилось тогда, что люди говорили, что делали, как выносили это неимоверно трудное время?

Расскажите нам о том, что вы помните. Это нельзя забывать, эти воспоминания просто не имеют права уйти и кануть в безвестность.

Расскажите! Мы не имеем права забывать эти четыре страшных года – с 1941-го по 1945-й. Ваши мама, папа, бабушка или дедушка рассказывали вам, как жилось во время войны? Поделитесь с нами, со всеми читателями «В».

Наш адрес: 690014, Владивосток, Народный проспект, 13, газета «Владивосток», акция «Я помню. Помните и вы».

Для электронных писем – [email protected]. С пометкой «Акция «В».

 

Автор: Валерия КУЗОРА