​Свободный порт теперь реальность

Владимир Путин подписал закон о введении во Владивостоке режима порто-франко

15 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3769 (103) от 15 июль 2015
7c2f10f4a855250a68695e74e2efbc1f.jpg

Свободный порт Владивостока из проекта стал реальностью. 13 июля президент России Владимир Путин подписал соответствующий федеральный закон, о чем сообщает официальный портал правовой информации Kremlin.ru.

Напомним, что ранее документ за рекордно короткий срок – за шесть месяцев – прошел процедуры подготовки и согласования в администрации и бизнес-сообществе Владивостока, министерстве по развитию Дальнего Востока и Общественной палате РФ, в правительстве страны и отдельных ведомствах, в Государственной думе и Совете Федерации.

Сам закон вступит в силу через 90 дней с момента его подписания, то есть 12 октября 2015 года. Это тот переходный период, который устанавливается для подготовки и утверждения необходимых (и многочисленных) подзаконных нормативно-правовых актов. Одновременно российские и зарубежные участники и резиденты свободного порта получат время для ознакомления с законом и нормативами, смогут определиться со своими реальными проектами и инвестициями – в общем, получат полную правовую определенность.

Ты помнишь, как все начиналось?

«В» напоминает своим читателям, что Владивосток уже имел статус порто-франко с 1861-го (год отмены крепостного права) по 1909 год.

Причем организация порта беспошлинной торговли была введена всего через год после основания по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского военного поста на берегу бухты Золотой Рог. Благодаря режиму порто-франко Российская империя сумела в буквальном смысле с минимальными вложениями из казны построить на Тихом океане крупный город и порт, основать здесь судоремонтную и перерабатывающую промышленность, выйти на мировые рынки и влиться на равных в международную торговлю, дать толчок развитию всех дальневосточных территорий.

В 1909 году коммерческий порт Владивостока уже входил в пятерку крупнейших торговых гаваней Восточной Азии. С той поры прошло больше столетия.

После Великой Отечественной войны, в 1952 году, Владивосток, как главную военно-морскую базу страны на Тихом океане, закрыли для иностранцев.

Следующее открытие города состоялось 1 января 1992 года, это произошло в соответствии с одним из первых указов первого президента России Бориса Ельцина. Ровно через 40 лет гавань Владивостока опять стала международным портом с правом его посещения иностранными судами.

Возвращение статуса порто-франко на современной основе состоялось 106 лет спустя. Этим правом Владивосток вместе со всем южным Приморьем будет обладать 70 лет с возможностью дальнейшей пролонгации.

Пионеры свободной торговли

«Впервые в новейшей истории России запускается такой механизм социально-экономического развития, как свободный порт, – заявил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. – При этом и исторический опыт нашей страны (порто-франко во Владивостоке был весьма успешным), и мировой опыт говорят об эффективности этого механизма.

Закон готовился в тесном взаимодействии с представителями гражданского общества, экспертным и предпринимательским сообществом. В формате публичных консультаций и общественных слушаний на разных площадках было проведено несколько десятков мероприятий на Дальнем Востоке и в Москве. Всего в разработку законопроекта было вовлечено более 700 экспертов, и подавляющее число конструктивных предложений было учтено при подготовке закона.

Федеральный закон распространяется на 15 муниципальных образований Приморского края и все ключевые порты юга Дальнего Востока от Посьета до Ольги, включая Владивосток, Зарубино, Восточный, Козьмино и Находку.

На данных территориях устанавливаются облегченный визовый режим, быстрый режим пересечения границы при осуществлении международной торговли.

В принятой редакции закона резидентам Свободного порта Владивостока будет предоставлена дополнительная защита. Управляющая компания свободного порта получила право представлять и защищать интересы обратившихся к ней резидентов в суде, предъявлять иски по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Это дает дополнительную защиту инвесторам. Управляющая компания будет не только сервисной структурой в форме «одного окна», сопровождающей от «а» до «я» все инвестиционные проекты, но и станет омбудсменом на судебных заседаниях».

На уровень Гонконга, Сингапура и Люксембурга

«Мы должны стать не менее привлекательными, чем порты Китая, Гонконга, Сингапура, Японии и Кореи. Только в этом случае мы сможем выиграть, – уверен полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, вице-премьер Юрий Трутнев. – Нам не только удалось отстоять все основные принципы свободного порта, но и расширить полномочия порто-франко и его резидентов.

Так, в законе сформированы нормы, позволяющие создать так называемую зону Freeport в Свободном порте Владивостока. На портовом участке будет создан центр со свободной таможенной зоной, где можно будет хранить предметы роскоши, произведения искусства, антиквариат и осуществлять их предпродажную подготовку, включая демонстрацию товаров потенциальным покупателям. Подобные центры пользуются широкой популярностью и реализованы в Люксембурге, Швейцарии, Сингапуре.

Наши зарубежные партнеры уже проявили большой интерес к свободному порту в рамках развития транспортной системы Дальнего Востока, включая аэропорт Владивостока. Создание международных транспортных коридоров «Приморье-1» (Харбин – Суйфэньхэ – Гродеково – порт Восточный – страны АТР) и «Приморье-2» (Чанчунь – Хуньчунь – Махалино – Посьет и Зарубино – порты АТР) является приоритетным направлением развития транспортной системы этого региона.

Налоговые льготы, простые и понятные правила игры, поддержка на законодательном уровне со стороны главы государства и правительства страны привлечет сюда инвестиции».

Инструмент экономического развития

Законом устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности в целях привлечения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, создания и развития производств, ориентированных на выпуск конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона продукции, ускорения социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения, проживающего на территории Дальнего Востока.

«Закон разработан в короткие сроки в условиях самого широкого обсуждения его статей, – подчеркнул глава Владивостока Игорь Пушкарев. – эффективность различного рода льготных, благоприятных для предпринимательства экономических режимов особенно хорошо видна нам, дальневосточникам, на примере целого ряда развивающихся стран АТР. Наш закон разрабатывался с учетом международного опыта, и мы уверены, что закон о свободном порте станет хорошим инструментом экономического развития.

Документ подписан. Теперь настало время активной, вдумчивой совместной работы инвесторов, органов государственной и муниципальной власти, всех участников процесса, чтобы закон заработал по-настоящему».

Статус свободного порта во Владивостоке является на сегодняшний день уникальным для России. Впервые об идее создания такого режима поддержки предпринимательства заявил 4 декабря 2014 года президент РФ в своем послании Федеральному Собранию. Документ был разработан с использованием лучшего международного опыта, с участием представителей администраций Владивостока и Приморского края, муниципалитетов, ученых, экспертного сообщества и бизнеса.

Вместе с законом о свободном порте подписаны также изменения в Налоговый кодекс и ряд федеральных законов – в связи с установлением режима порто-франко.

Для резидентов свободного порта устанавливаются льготы по налогообложению и уплате страховых взносов, применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны. Упрощается получение градостроительных документов, ветеринарный, фитосанитарный, карантинный контроль на границе. Закон устанавливает режим «одного окна» для прохождения различных видов контроля на границе, круглосуточный режим работы пунктов пропуска.

Для иностранных граждан устанавливается упрощенный визовый порядок въезда и пребывания в течение восьми суток.

Ждем презентацию

Подробно закон «О Свободном порте Владивостока» будет представлен инвесторам в рамках предстоящего Восточного экономического форума, который пройдет в столице Приморья 3 – 5 сентября. Это сделает инициатор закона президент России Владимир Путин. Послушать его выступление собирается вся политическая, банковская и бизнес-элита Азиатско-Тихоокеанского региона.

   

Автор: Николай КУТЕНКИХ