Водитель должен думать о пассажирах, а не о выручке

Внедрить это правило в жизнь пытается городское транспортное предприятие

8 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3765 (99) от 8 июль 2015
d8f39258528ebdf9a9b6e2485b02b595.jpg

Муниципальный транспорт Владивостока стал ориентиром для коммерческих перевозчиков. Развитие городского парка автобусов наконец-то подстегнуло предпринимателей на свершения: они тоже начали закупать новые машины, более внимательно следить за состоянием техники и за водителями.

Движение к цивилизованному рынку подобных услуг не должно останавливаться, считает Андрей Пилипчук, директор МУПВ «ВПОПАТ-1». Он рассказал, какие еще нововведения готовит предприятие и каким видится настоящее и будущее внутригородских перевозок во Владивостоке.

Требования – европейские

– Всего у нас на балансе около 160 автобусов, – рассказывает Андрей Витальевич. – Из них 50 – марки MAN, 99 «Фольксвагенов» и пять «ДЭУ». Все автобусы практически новые. Есть только один «пенсионер» – «Хендэ», который остался еще с 1990-х. Мы его полностью восстановили и используем сейчас только в качестве аварийной замены.

Представленные марки автобусов хорошо зарекомендовали себя во всем мире. Европейские машины – а их у нас большинство – отличаются долговечностью. Именно поэтому на них и пал выбор.

– В условиях российских дорог и уникальной географии Владивостока с его сопками, крутыми подъемами и спусками эти машины ведут себя так же хорошо, как в Европе?

– Важная часть правильной эксплуатации автобусов заключается не в географии и даже не в качестве дорог. У европейских авто высокие требования к топливу. Сегодня мы начали заправляться у надежного поставщика. Пару лет назад в баки заливали топливо разных поставщиков, после чего иногда приходилось восстанавливать двигатели. Сейчас эта проблема решена.

Что касается климата, то, конечно, здесь большое влияние оказывает морской воздух, высокая влажность. Жизнеспособность общественного транспорта во многом определяется долговечностью кузова. И автобусы, по сути, проверку погодой проходят хорошо. Особенно MANы, у которых кузов имеет серьезную защиту. Хуже проявляют себя «ДЭУ», так как там уже через два года эксплуатации начали ржаветь подкрылки.

Основные проблемы возникают у транспорта, который работает на маршрутах острова Русского. Из-за частичного отсутствия асфальта там страдает подвеска, ломаются рессоры, рвется резина. Мы решили эту проблему, слегка раздвинув расписание. Сейчас водители будут ездить спокойнее.

– 160 автобусов – этого количества достаточно, чтобы влиять на общее состояние общественного транспорта во Владивостоке?

– Чтобы навести порядок во внутригородских пассажирских перевозках по-настоящему, хотелось бы, конечно, чтобы все автобусы были муниципальными. Просто когда общественный транспорт поставлен на коммерческие рельсы, то граждане должны понимать, что для любого бизнеса первичным является получение прибыли. Как следствие, без должного внимания остаются социальные маршруты, которые, как правило, не выгодны.

Более того, есть временные отрезки утром и вечером, когда поток пассажиров увеличивается. Соответственно, возрастает необходимость в технике. По идее, в эти периоды надо выставлять на маршруты дополнительные машины. Чего коммерческие компании по понятным причинам делать не будут: один битком набитый автобус выгоднее, чем два полупустых. А у нас возможность регулирования работы общественного транспорта есть.

И обучат, и жильем обеспечат

– Возникает резонный вопрос: а как же кадры?

– Водителей категории «D» не хватает. Причем не только у нас. Ситуация с профессиональными работниками у всех транспортных предприятий, к сожалению, одинакова. Кадров не хватает, большая текучка – водители переходят из одной компании в другую. Раньше были наборы в профтехучилищах. Сейчас мы пользуемся тем, что может предложить рынок.

Но сидеть на месте и ждать, пока потянутся работники, тоже неправильно. Ведем работу в этом направлении. Во-первых, предоставляем общежитие иногородним водителям. Во-вторых, у нас понятные условия труда, соцобеспечение, белая зарплата, отчисления в Пенсионный фонд, никаких серых схем. Это одно из главных преимуществ работы на муниципальном предприятии. В-третьих, сейчас мы пригласили к сотрудничеству автошколу. Будем обучать людей с последующим трудоустройством. Отработал человек год – ему компенсировали затраты на обучение.

– А водителей у вас проверяют перед выходом в рейс?

– Это обязательная процедура. На базе «ВПОПАТ-1» работает врач, который проверяет работников на алкоголь, измеряет давление. Если у водителя есть жалобы на самочувствие – тоже пристальное внимание. Его уже не выпускают на линию. В случае обнаружения каких-то проблем со здоровьем – оплачиваемый больничный. Ведется соответствующий журнал.

Надо отметить, что и коммерческие перевозчики серьезно относятся к данной процедуре. Водитель, севший за руль при плохом самочувствии или, не дай бог, в состоянии алкогольного опьянения, – одна из причин применения серьезных штрафных санкций.

Особо отмечу, что после больничного люди возвращаются к нормальной работе, никаких «проучительных» или тем более «карательных» мер не принимается. Другое дело – алкоголь. С этим строго. Если водитель, что называется, «после вчерашнего» или до утра не протрезвел, естественно, о выходе на линию не может быть и речи. И далее – дисциплинарные меры. Вплоть до увольнения.

Ответные меры

– Сфера общественных перевозок – одна из самых непростых и вызывающих острую реакцию у населения. Кто работает с жалобами пассажиров, какая судьба у претензий, пожеланий, которые поступают?

– Всем гражданам я рекомендую оставлять обращения на сайте администрации Владивостока. Любая жалоба, вопрос или предложение, которые приходят в муниципалитет, отрабатываются в регламентированном порядке. Все сообщения переправляются в городское управление транспорта – орган, регулирующий деятельность всех перевозчиков: и коммерческих, и муниципальных. На каждое письмо обязан прийти ответ.

На нашем предприятии работа по обращениям граждан ведется еженедельно. Каждая жалоба на поведение водителя, на нарушение и прочее имеет продолжение: дисциплинарное наказание, выговор, постановка на вид, устранение нарушения.

– Что касается коммерческих перевозчиков, то многие горожане жалуются, что устали от гонок водителей, стремящихся прийти на остановку первыми, от долгих ожиданий, пока в салон наберется как можно больше пассажиров. Есть ли какая-то возможность усмирить пыл таких водил?

– Есть несколько вариантов. Либо сделать весь транспорт в городе муниципальным, но в обозримом будущем это просто несбыточно. Либо усилить административный контроль за перевозчиками, но опять же в каждый автобус контролера не поставишь.

Можно понять водителей: им надо зарабатывать деньги, чтобы кормить семьи. Поэтому, бывает, они подрезают друг друга. Случается и такое, что наши муниципальные автобусы блокируют на остановках. Кто был в Москве, наверное, заметил, что там подобного не происходит. Коммерсанты имеют свою нишу – как правило, спальные районы. Муниципальные организации – свою. Это маршруты, идущие по главным улицам и в определенные спальные районы.

Во Владивостоке же рынок данных услуг еще находится в процессе оформления, наведения цивилизованного порядка. Мы на своем предприятии пытаемся укреплять в коллективе вежливость и профессиональную этику. Есть административный ресурс. На каждую автоколонну – свой начальник, который осматривает автобусы. И каждый месяц – подробный отчет: сколько надо покрасить, сколько выявлено неисправностей, какое необходимо сервисное обеспечение.

Как правило, коммерческие перевозчики на таких расходах стараются экономить. Людей отправляют на маршруты и ставят им плановые сборы. Определенную сумму в день отдаешь – остальное себе. Поэтому надо исправлять систему. Административный ресурс не бесконечен, и его эффект быстро проходит.

Лучше за дорогой следи, шофер

– Как всегда возникает вопрос: а с чего начать?

– Главное, водитель должен заниматься исключительно своим делом: смотреть за дорогой, следить за автобусом, за плавностью его хода, за тем, чтобы люди комфортно выходили из салона и входили в него. Сбор денег сильно отвлекает, ведет к возникновению конфликтных ситуаций. Кто-то не заплатил, кто-то нагрубил. Водитель напряжен. Мало того, что дорожная ситуация непростая, так еще и психологическая усталость, и мысли о том, сколько уже заработал, сколько еще надо заработать. Вся эта информация перегружает шофера.

– Сейчас в городе действует платежная система «Дельфин»…

– По нашим подсчетам, карточкой «Дельфина» сегодня пользуются всего лишь три процента пассажиров. Цифра скромная. Во-первых, систему легко остановить. Водителю невыгоден безналичный платеж. Он может отключить питание и сообщить людям, что аппарат сломался.

Поэтому сейчас мы рассматриваем внедрение кеш-боксов, которые станут переходным средством от наличной к безналичной системе оплаты. Эти устройства способны полностью освободить водителя от приема наличных денег. Мы преследуем сразу несколько целей: во-первых, повышение безопасности перевозок, во-вторых, увеличение выручки. Судя по опыту наших корейских коллег, такой аппарат приводит к увеличению сборов на 30 процентов.

В-третьих, улучшение логистики пассажирских перевозок. С помощью кеш-боксов сотрудники управления транспорта могут видеть, сколько пассажиров, в какое время и на какой остановке садится. Эта информация необходима для дальнейшего анализа и совершенствования логистики общественного транспорта.

Кеш-боксы хороши тем, что одновременно продолжает действовать «Дельфин», но возникают другие возможности – расплачиваться банковскими картами или средствами с мобильного телефона.

Появляется возможность взимать плату за километраж, как в Южной Корее или Москве, а не за количество поездок. Можно будет учесть интересы социальных групп – ветеранов, пенсионеров, студентов, школьников – и предусмотреть для них соответствующие льготы.

Все это мы прописали в техническом задании, которое направили трем компаниям: одной российской и двум корейским. Ждем, что они нам предложат. Выберем тот продукт, который будет более всего нам подходить. Надеемся в рамках пилотного проекта запустить первые кеш-боксы уже в начале осени на 15-м маршруте.

Кстати, уже есть ряд коммерческих перевозчиков, которые проявили интерес к данной инициативе. Однако все будут наблюдать и ориентироваться на нас как на первопроходцев. Мы подсчитаем рост выручки, срок окупаемости и прочее. Ответственность большая, но другого пути нет. 

Автор: Евгений СИДОРОВ