Василий Лановой: Я – дитя войны

Фашист сделал маленького Василя заикой, а украинские песни исцелили мальчика

1 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3761 (95) от 1 июль 2015

Павел Корчагин в одноименном фильме, Грин в «Алых парусах», Вронский в «Анне Карениной», Иван Варавва в легендарных «Офицерах»... Эти роли сделали Василия Ланового кумиром миллионов.

Сам себя Василий Семенович представляет скромно:

– Я актер Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, 59 лет служу в этом театре, 61 год снимаюсь в кино. 16 января этого года мне исполнился 81 год. Я думаю: о ком все это? Оказывается, обо мне...

Детство будущего знаменитого актера пришлось на годы Великой Отечественной. О себе и родителях, о том, что пришлось пережить в войну, о встрече с актерской профессией и любимых ролях рассказал нам сам Василий Лановой.

«Бессмертный полк»

Василий Лановой родился в Москве, но о своих корнях никогда не забывает.

– Мы украинцы, – говорит он. – Мои родители, Лановый Семен Петрович и Лановая Агафья Ивановна, из села Стрымба Кодымского района Одесской области. Это между Винницей и Одессой. Там они занимались сельским хозяйством. Но в 1931 году на Украине начался страшный голод и отец поехал в Москву – ему нужно было тащить семью. А через год к нему приехала и мать. Они оба устроились работать на химзавод № 754 – тогда это была окраина Москвы…

Родители Василия Семеновича трудились на вредном предприятии всю войну, в результате стали инвалидами.

– Мама рассказывала мне, – вспоминает актер, – что на следующий день после начала войны в их цеху вручную стали разливать противотанковую жидкость Молотова – страшно вредную и жутко опасную... Маму я похоронил инвалидом первой группы, отца – второй. И всегда говорю: это вклад нашей семьи в общую большую Победу всей страны над фашизмом. Невиданную цену заплатили люди того поколения. Они будут вечным примером невероятного мужества!

Василий Лановой является председателем попечительского совета патриотической акции «Бессмертный полк», участники которой 9 Мая идут колонной и несут портреты своих родных, участвовавших в Великой Отечественной войне.

– Я уже не первый год в «Бессмертном полку» несу портреты своих родителей. И буду это делать, пока могу, – говорит Василий Семенович. – Полк этот воистину безбрежен – гигантское количество людей погибло ради Победы на фронте, трудилось ради нее в тылу... Этот полк символизирует связь времен, поколений, родной крови. Хочется, чтобы наша молодежь обязательно относилась к той войне и к Дню Победы – святому и большому празднику – с почтением. Ведь одна из великих фраз Пушкина гласит: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».

Война-разлучница

В самые страшные годы войны Лановой жил на Украине.

– У Карамзина в его «Истории государства Российского» есть очень подходящая мне фраза: «Дети войны быстрее взрослеют и быстрее начинают видеть разницу между правдой и кривдой». Дети Великой Отечественной – это мое поколение. Я и мои сестры – типичные дети войны. Когда она началась, мне было семь лет, младшей сестре – четыре года, старшей Люде – десять... Мама с отцом каждое лето из Москвы отправляли нас в Стрымбу, к бабушке и дедушке. В пути, в поезде, нас сопровождал кто-то из родственников или за нами присматривала вагоновожатая. 20 июня 1941 года мы сели в поезд, 22 июня он прибыл на нашу станцию. Мы вышли из поезда в пять утра и увидели в небе сотни самолетов, они летели бомбить Одессу...

Обычно недели через две побыть с нами в деревне приезжала и мама. Но тогда она не приехала – ни через две недели, ни через год, ни через два. Все эти годы мы ничего не знали о родителях, а они ничего не знали о нас... Мама смогла приехать к нам только через три с половиной года – в конце 44-го. Было это так: наш дед (мы звали его дид Иван) отправил меня гонять воробьев, чтобы они не клевали наш лен. И тут сестра кричит мне: «Василь! Василь! Мамка прийхала!» Я бросил воробьев, помчался на станцию, по дороге обогнал сестер... Прибегаю, а там уже полсела собралось. Вижу: два вола тянут арбу, а на ней сидит какая-то худющая черная тетя – черные волосы, черные глаза... Я пробегаю мимо. Не узнал. А мне Петро, один из сельчан, кричит: «Василь! Куды ж ты побег? Це ж мамка твоя прийхала...» Схватил меня и забросил прямо маме в руки. А она меня схватила, прижала и не отпускала от себя до вечера. Вот такая у нас была встреча – чисто кинематографическая. Даже трудно представить, что такое бывает…

Школа дида Ивана

Мальчишкой Лановой переживал и другие события, которые остались в памяти навсегда и помогли в будущей профессии.

– Однажды дид Иван привел кобылу – худую, спотыкающуюся, кривобокую, – рассказывает Василий Семенович. – Прислонил ее к забору, потому что сама она ровно стоять не могла, и сказал: «Василь, вот тебе кобыла, будешь на ней пасти колхозных коров». я спрашиваю: «А где же у нее седло?» – «Вот москали – седло им подавай! – посмеялся дид Иван. – Так будешь ездить, ничего с тобой не случится!» Я и ездил. И замечательно, надо сказать, научился. Хотя кобыла моя иногда заваливалась в разные стороны... Но благодаря этому на съемках фильмов «Павел Корчагин», «Анна Каренина», «Офицеры» я держался в седле, скакал, даже падения с лошади делал сам. Дублеров там не было.

Страшное потрясение

Во время войны были у мальчика Василя и жестокие испытания.

– У нас в хате стоял немецкий майор, – вспоминает Василий Семенович, – толстый такой. Он смотрел на нас, детей, и начинал плакать, показывал нам фотографии своих троих сыновей и плакал еще больше. Майор подарил мне ремень – красивый, с большой бронзовой бляхой. Мне он жутко нравился, я ходил гордый с этим ремнем. И однажды рядом со мной остановился маленький полевой «Мерседес», из него вышел немецкий офицер и подозвал меня. Я подошел. Он, указывая на ремень, говорит: «Отдай!» Я говорю: «Нет – мне подарили!» – «Отдай!» – потребовал он настойчиво. Я: «Нет!» Он рассмеялся, взял автомат и выпустил у меня над головой две очереди...

Ремень я отдал, но это для меня стало настолько страшным потрясением, что я стал заикаться. И заикался долго. А когда с мамой мы вернулись в Москву, она повела меня в больницу. Врач сказал: «Не волнуйтесь! Мальчик на Украине был? Пусть с утра до вечера поет украинские песни, в них очень длинные гласные. Так мы лечим заикание». Я ходил и спивал. А через три месяца перестал заикаться. А то ведь народного артиста Ланового могло бы и не быть...

Профессия нашла сама

В актеры Василия Ланового привел случай.

– После войны жизнь везде была трудной, – говорит Василий Семенович. – И мы с мальчишками «промышляли», тогда у ребятни это было в порядке вещей: лазали по карманам прохожих. А еще помню, как капусту тягали с машины, которая ее перевозила. Обычно это удавалось зимой: мы катались на коньках, а в руках у нас были крючки – одним мы цеплялись за грузовик и ехали за ним, а другим сбрасывали из кузова капусту...

Однажды мы гуляли с Володей Земляникиным (это мой друг детства, который потом стал замечательным актером, он служит в театре «Современник»). И подошли к Дворцу культуры завода имени Лихачева – тогда он был имени Сталина. Видим афишу: «Том Сойер». Заходим внутрь, а там детская студия дает спектакль. Мы посмотрели, понравилось невероятно! И мы с Володей решили тоже записаться в эту студию. Руководил ею тогда Сергей Львович Штейн – потом он стал режиссером Ленкома. Пошли к директору Дворца культуры: «Где у вас тут записывают? Мы готовы!»

Вот так мы с Володей и попали в искусство. И в одно мгновение выпали из нашей предыдущей жизни: перестали сбрасывать капусту, лазать по карманам... Все наше время занимал театр, мы в студии дневали и ночевали до десятого класса. Из этой же студии вышли Вера Васильева, Татьяна Шмыга, кинорежиссер Игорь Таланкин и многие другие…

«Награда» не долетела

В легендарных «Семнадцати мгновениях весны» Лановой сыграл генерала СС Карла Вольфа. У этого героя имелся реальный прототип.

– Танечка Лиознова, режиссер этого фильма, трижды приходила ко мне в театр, предлагала эту роль. Я не соглашался – она настаивала, – вспоминает Василий Семенович. – А когда картина уже вышла, на улице Горького я встретил Юлиана Семенова, по роману которого снимался этот фильм. Он только вернулся из ФРГ и рассказывает мне: «Был на приеме и, представь себе, видел твоего Вольфа! Жив-здоров, в нем килограммов двести веса... Подошел к нему с вопросом: «Как вам понравился актер, который вас сыграл?» Ответ был мгновенный: «Абсолютно не похож!» А Юлик решил ему вмазать словцом: «Вы должны быть счастливы, что наш худой Лановой вас сыграл!» Немец понял юмор, рассмеялся и отвечает Семенову: «Я вашему худому Лановому передам хороший коньяк...» – «Юлик, а где же мой коньяк?» – тут же спрашиваю я у Семенова. Он говорит: «Понимаешь, Вася, долго летели...»

Любимые роли

Одна из самых любимых ролей Василия Семеновича – Павка Корчагин.

– Как бы к Павке ни относились сегодня, но он только о Родине и думал, и ни в коем случае о себе, – говорит Лановой. – Любима мною и классика: «Анна Каренина», «Война и мир», «Алые паруса»... А какие женщины были моими партнершами! Красавицы! Алиса Фрейндлих, Людочка Чурсина, Ирина Петровна Купченко... (эта актриса уже больше сорока лет супруга Василия Ланового. – Прим. авт.). А когда меня спрашивают, какая ваша роль самая любимая, я, не задумываясь, отвечаю: «Эпизод на пляже в фильме «Полосатый рейс». Потому что ошибиться в ней было нельзя. А зритель видит меня красивым и загорелым...

  

Автор: ​Наталья КОЛОБОВА, ИА «Столица»