Порто-франко станет примером для подражания

В России намерены развивать практику свободных портов на основе опыта Владивостока

1 июль 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3761 (95) от 1 июль 2015
154cd42b81fa87994a94b7a57f5c486d.jpg

Вопрос об открытии Свободного порта Владивостока в конце июня широко обсуждался в России и за рубежом, в различных органах российской власти и среди бизнес-сообщества.

«В» напоминает, что 19 июня в Государственной думе РФ прошел первое чтение проект закона «О Свободном порте Владивостока». Сейчас сразу в нескольких комитетах нижней палаты парламента документ готовят ко второму чтению, к этой работе также подключены специалисты Минвостокразвития и эксперты правового управления правительства.

Правительство думает о столице. Приморской

25 июня на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона в Москве премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение своим подчиненным подготовить новую концепцию развития приморской столицы с учетом будущего закона.

– Там предусмотрены достаточно широкие преференции, о которых мы договаривались. Также есть шесть первых крупных инвестиционных проектов, которые проходят согласительные процедуры. В ближайшее время должно быть принято решение по ним, в том числе и по целому ряду вопросов, которые я поручил сегодня коллегам досогласовать и в самое ближайшее время внести на рассмотрение в правительство, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Работа немаленькая. Надеюсь, что вы продолжите ее в таком же ударном темпе по всем принятым направлениям.

Бизнес ждет нововведений

В профильном министерстве не стали откладывать работу в долгий ящик, и уже на следующий день, 26 июня, в Хабаровске состоялось заседание коллегии Минвостокразвития под председательством полпреда и вице-премьера Юрия Трутнева. На этой встрече речь шла не только о реализации проекта Свободного порта Владивостока, но и о создании на Дальнем Востоке территорий опережающего развития, господдержке значимых инвестиционных проектов в регионе и подготовке к предстоящему Восточному экономическому форуму.

– Законопроект является фактически по духу и смыслу развитием тех идей и положений, которые заложены в законе о ТОРах, только с учетом конкретной специфики и конкретного транзитно-логистического потенциала, которым мы обладаем на юге Приморья. Проект предполагает режим «одного окна» для прохождения контроля на границе, когда вместо множества контролеров будет только один. Круглосуточный режим работы пунктов пропуска, предоставление участникам внешнеэкономической деятельности фактически зеленого коридора за счет механизма предварительного уведомления. Упрощенный визовый режим: возможность получения 8-дневной визы прямо на границе. Режим свободной таможенной зоны для резидентов. Беспошлинный и безналоговый ввоз и потребление товаров. Вывоз товаров и оборудования и их ввоз. Меры по упорядочиванию и снижению нагрузок на бизнес. Сокращение времени налоговых проверок. Ускорение процедур в сфере строительства, налоговые льготы и льготы по страховым взносам, – перечислил преимущества нововведений для бизнеса глава министерства Александр Галушка.

Отрасль не хочет отставать

Предстоящий закон выглядит настолько перспективным, что решено его полностью или частично использовать и для развития других российских морских торговых портов.

Вопрос развития практики свободных портов на территории России обсуждался на встрече представителей Минвостокразвития, Минтранса, Ассоциации морских торговых портов России, Союза «Российская палата судоходства», крупных транспортно-логистических и инвестиционных компаний отрасли, профильных ассоциаций. Свои пояснения дал первый заместитель министра по развитию Дальнего Востока Александр Осипов.

– На этапе разработки мы собрали богатый экспертный пул, звучало много интересных предложений. Этот опыт будет полезен и для других участников в сфере перевалки и транспортировки грузов. Минтранс и Минвостокразвития намерены максимально передать коллегам все возможные рациональные решения, которые могут быть использованы. Для этого понадобится новый закон. К его обсуждению мы планируем привлечь максимальное количество экспертов, рассмотреть все предложения бизнес-сообщества и внести предложения разработчикам законопроекта. Новый закон должен приблизиться к современным нормам международного права, дать стимул для развития портовых систем и открыть широкие возможности в сфере государственно-частного партнерства. Необходимо сделать новый закон максимально эффективным, – подчеркнул Александр Осипов.

Вписываемся в коридоры

Владивостоку и нескольким связанным с ним экономическим проектам было посвящено пятое заседание Транспортного совета «Расширенная Туманганская инициатива» (РТИ), которое состоялось чуть ранее в столице Монголии Улан-Баторе.

С российской стороны в нем приняли участие представители Минвостокразвития, Минтранса и Федерального агентства железнодорожного транспорта. РТИ является механизмом межправительственного сотрудничества в Северо-Восточной Азии четырех стран: России, КНР, Республики Корея и Монголии (в этом году присоединилась Япония). Этот уникальный многосторонний формат уже более 10 лет работает при поддержке ООН для стимулирования развития региональной транспортной системы, повышения ее региональной связности и увеличения грузовых и пассажирских потоков в Северо-Восточной Азии. Он предлагает меры для стимулирования сухопутно-водных мультимодальных перевозок и организации транзита перевозок.

Наши зарубежные партнеры проявили большой интерес к Свободному порту Владивостока, к развитию транспортной системы Дальнего Востока. Создание международных транспортных коридоров «Приморье-1» (Харбин – Суйфэньхе – Гродеково – порт Восточный – страны АТР) и «Приморье-2» (Чанчунь – Хуньчунь – Махалино – Посьет и Зарубино – порты АТР) является приоритетным направлением развития транспортной системы этого региона. Формирование транспортных коридоров сегодня получает новый импульс в связи с созданием Свободного порта Владивостока.

Как рассказала заместитель директора департамента территорий опережающего развития и инфраструктуры Минвостокразвития Светлана Утяшева, зона действия закона полностью охватывает транспортные пути, по которым проходят коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», включая аэропорт Владивостока.

Автор: Николай КУТЕНКИХ