Живущие в кедровнике
Как Приморью сберечь биологическое разнообразие Уссурийской тайги
Уже нынешней осенью, как ожидается, будет подписано постановление правительства России о создании национального парка на реке Бикин. А официально, как полноправная структура в составе министерства природных ресурсов и экологии РФ, новый нацпарк на севере Приморья заработает в начале следующего, 2016 года, сообщил в июне министр Сергей Донской при посещении Владивостока.
Рассказать о природном богатстве этой территории и о предлагаемых мерах по ее сохранности журналист «В» попросил заведующего лабораторией экологии растительного покрова Ботанического сада-института ДВО РАН, профессора, доктора биологических наук Бориса Петропавловского.
– Хорошо сохранившиеся уникальные кедрово-широколиственные леса в средней и верхней частях бассейна реки Бикин являются родным «домом» для амурского тигра. Помимо комфортной среды обитания наиболее значительной популяции самой крупной кошки планеты, здесь имеется несколько тысяч видов флоры и фауны. Эта территория – с ее необыкновенно высоким уровнем биологического разнообразия животного и растительного мира – настоящий природный феномен.
И создание национального парка в бассейне реки Бикин – на площади 1,16 млн гектаров – прежде всего необходимо для обеспечения комфортных условий проживания и работы народа удэге.
По данным известного дальневосточного биолога, эколога, лесовода Анатолия Измоденова в зоне распространения кедрово-широколиственных лесов бассейна реки Бикин произрастает 1750 видов продукционных растений, в том числе без малого 400 видов пищевых, 250 медоносных, 1100 лекарственных, технических растений, более 200 видов съедобных грибов. Суммарная стоимость 10 видов даров тайги – кедровых орехов, дикого меда, лимонника, винограда, актинидии, голубики, березового сока, папоротника-орляка, элеутерококка и аралии – превышает стоимость вырубленной для продажи древесины в 7,8 раза. Есть все основания считать, что использование в экономике многих других таежных продуктов может значительно увеличить этот показатель.
Что же касается решения важнейшей экологогической и социально-экономической задачи по созданию нацпарка «Бикин», то здесь необходим системный подход, сочетающий использование знаний в области биологии, экологии, географии. И учитывать необходимо леса не только Приморья, но как минимум всей южной части Дальнего Востока. Это нужно делать хотя бы на том основании, что животные и растения в тайге не придерживаются обозначенных на бумаге границ нацпарка.
Несмотря на внушительные размеры планируемого национального парка «Бикин», он все же только элемент, часть общей системы кедрово-широколиственных лесов, произрастающих не только в Приморье, но и в Хабаровском крае, в Еврейской автономной и Амурской областях.
Продолжающаяся деградация кедровых лесов – одной из биосферных систем – неизбежно ударит по каждой ее ячейке, по отдельным лесным массивам конкретных речных бассейнов, в том числе и по нацпарку «Бикин», если не предпринять самые неотложные меры по сохранению, рациональному использованию и восстановлению кедровников Дальнего Востока.
– Борис Сергеевич, и что же предлагают эксперты?
– На недавнем международном экологическом форуме «Природа без границ» было уделено много внимания именно кедровым лесам. И это нашло отражение в резолюции форума.
Предлагается придать оставшимся нетронутыми участкам кедрово-широколиственных лесов в Приморье статус защитных (особо ценных), запретить в них любые виды рубок с обеспечением стабильного общественного и государственного контроля. Организовать там систему природопользования, ориентированную преимущественно на использование недревесных ресурсов.
Экологи рекомендуют краевому департаменту лесного хозяйства разработать долгосрочную программу сохранения кедрово-широколиственных лесов как места обитания тигра и экосистемы с наиболее высоким биоразнообразием в России. Поскольку такая программа выйдет за рамки действующего законодательства, то придется сформировать краевой или федеральный госзаказ с созданием творческого коллектива экспертов и юристов.
Эти предложения основаны во многом на анализе состояния и динамики ведущего биологического объекта – кедровников – коренной лесной формации, находящихся в основном в составе горной системы Сихотэ-Алиня. От состояния и характера динамики лесной растительности зависят «благополучие», устойчивость, продуктивность всех остальных природных компонентов, что определяет многие социальные и экономические аспекты.
– А какова доля кедровников в Приморье?
– Как известно, большую часть нашего края занимают леса (85%). На долю кедровников приходится около 19% покрытых лесами площадей. В кедровниках сосредоточена почти четверть общероссийского биологического разнообразия, в том числе одна треть по редким и исчезающим (краснокнижным) видам. Поэтому сохранение кедровников имеет большое стратегическое значение в деле сохранения богатого генофонда не только в нашей стране, но и в мире.
Уникальная лесная растительность Приморского края заметно деградирует в связи с промышленными (практически неуправляемыми) рубками и губительными лесными пожарами. С 1929 года площадь кедровников (около 6,8 млн гектаров) Дальнего Востока сократилась более чем в 2 раза. Эта отрицательная динамика отмечена даже после запрета рубок на эту породу в 1990 году.
Кроме лесных пожаров и истощительных рубок, на ухудшение состояния лесных ресурсов, безусловно, повлияло принятие Лесного кодекса в 2006 году: полностью разрушена десятилетиями выстраиваемая и проверенная временем система управления лесным комплексом через лесхозы.
– Борис Сергеевич, с чего вы предлагаете начать работу по сохранению кедровников?
– Все прежние лесные проекты были четко ориентированы на реализацию их через конкретные лесхозы с учетом специфики лесной растительности, их сырьевой, экологической и социальной роли. Это выражалось в делении лесного фонда на группы лесов по их народно-хозяйственному назначению. В настоящее время такое деление упразднено. И по Лесному кодексу они делятся на защитные, эксплуатационные и резервные.
Для Приморья такая разбивка фонда на три новые функциональные группы неэффективна. Здесь требуется принципиально иной методологический подход, предусматривающий существенное увеличение лесов, выполняющих защитные функции, в том числе за счет лесов хозяйственного значения.
Считаю очень важным обеспечить единое, согласованное, скоординированное выполнение комплекса различных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление, создание условий для разумного, неистощительного использования кедровников. Будущий национальный парк «Бикин» дает такую возможность.
Справка «В»
4 июня на заседании Общественного экспертного совета Приморья под председательством директора Биолого-почвенного института ДВО РАН академика РАН, профессора Юрия Журавлева известный российский специалист-лесовод Борис Петропавловский предложил создать музей Уссурийской тайги. По мнению ученого, он мог бы разместиться на территории Ботанического сада-института ДВО РАН. Очевидны не только просветительские функции такого музея, привлечение туристов со всего мира, но и возможности для создания банка реликтовых растений.
Кстати
Как стало известно редакции «В», готовность поддержать проект о сохранности кедровых лесов в ареале обитания амурского тигра (конкретно на территории будущего национального парка «Бикин») выразила канцлер Германии Ангела Меркель.
Автор: Николай КУТЕНКИХ