Когда грохочут пушки, музы не должны молчать

В годы войны в Приморье работали художники, издавали книги и снимали кино

17 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3753 (87) от 17 июнь 2015

«Этот день мы приближали, как могли» – так называется уникальный совместный проект библиотеки имени Горького, Государственного архива Приморского края, Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Военно-исторического музея Тихоокеанского флота и центра «Морская душа».

Проект рассказывает о малоизвестных страницах в истории тылового Приморья – о том, как творческая интеллигенция поддерживала дух и стойкость жителей края во время Великой Отечественной войны.

Посвящен проект, разумеется, 70-летию Великой Победы. Подробности о нем накануне памятной даты 22 июня рассказывает «В» заведующая отделом краеведческой библиографии библиотеки имени Горького Нина Иванцова.

Форма – ничто, содержание – все

– В годы войны во Владивостоке издавались книги. Но о ком и о чем они были? Кто их издавал? Наши деды и отцы, которые шли в бой, видели плакаты, призывавшие мстить фашистам за сотворенное ими зло. А рисовали ли наши художники плакаты здесь, чтобы поддержать тружеников тыла? Военные кинооператоры снимали на фронте и для фронта. А есть ли кадры о Приморье в их работах? Поиск ответов на эти и другие вопросы и дал старт нашему проекту, – объясняет Нина Иванцова. – Также мы хотели выяснить, есть ли в других библиотеках, кроме нашей, книги, изданные в Приморье во время войны, и оцифровать их, а затем представить в открытом доступе единой коллекцией «Дыхание времени на страницах книг военных лет» на нашем сайте. И хотя по-прежнему неизвестно общее количество изданных в то время книг, благодаря оцифровке удалось объединить и сохранить довольно много. Коллекция расположена по ссылке http://pgpb.ru/knigi70/.

В начале июля 1941 года Приморский краевой комитет ВКП(б) разработал и утвердил план идеологической работы, направленной на мобилизацию сил приморцев, на разгром врага и оказание помощи фронту. Особое внимание было уделено издательской деятельности. Книги были приравнены к оружию!

Своего издательства Приморье в то время не имело. Для этой работы собрали творческую группу, которая занималась подготовкой печатных изданий, а их публикацию поручили отделу полиграфии крайисполкома.

Этому отделу пришлось нелегко. Ресурсов было очень мало, а обеспечить книгами, плакатами необходимо было армию и флот, тружеников тыла. Конечно, в такой обстановке было не до изысков оформления. Не хватало бумаги, нередко книгу готовили и печатали за несколько дней. Уменьшался формат книг, переплеты заменялись серой невыразительной обложкой, редкими стали иллюстрации, бумага была низкокачественной. Но все это были мелочи. Ведь куда важнее было содержание!

И о героях, и о крапиве…

– При поиске книг обнаружились интересные факты, – продолжает рассказ Нина Иванцова. – Например, в начале 1945 года было принято решение выпускать серию небольших книг «Приморцы – Герои Советского Союза». Одна из них, об уроженце Михайловского района летчике Александре Кобисском, была в нашем фонде, еще одна, о командире стрелкового взвода воспитаннике Тихоокеанского флота Кирилле Диброве, нашлась в фонде научно-справочной библиотеки краевого архива. Известно, что в этой серии вышли книги о подвигах командира стрелковой дивизии полковника Ивана Бахметьева, пограничника Михаила Власова, планировалась книга о генерал-полковнике Николае Берзарине. Правда, найти их пока не удалось.

Но издания военных лет рассказывали не только о героях, печатались и совершенно «мирные» книги – ведь с войной жизнь не остановилась. Они были посвящены разным темам: созданию нового и усовершенствованию имеющегося оборудования, внедрению новых методов труда для ускорения производственных процессов и повышения качества продукции, основам земледелия, овощеводству, агротехнике, зоотехнике, морскому и рыбному хозяйству. Даже учителей обеспечивали методической литературой!

Очень интересны книги, которые помогали людям облегчить быт в условиях военного времени. Например, в 1944 году вышла книжка Алексея Румянцева «Зимне-весенний лов рыбы (как и где ловить рыбу трудящимся Владивостока и его окрестностей)». В ней была карта с местами наибольшего скопления наваги и корюшки, инструкции по выделке блесен, советы по снаряжению рыбака. По воспоминаниям старожилов, рыбалка здорово помогала пережить голодные годы.

А сотрудник Горнотаежной станции Борис Колесников подготовил ценную брошюру «Дикие съедобные растения», изданную в 1943 году. Она знакомила читателей с малоизвестными или совсем неизвестными растениями, которые могли служить дополнительным резервом пищевых продуктов. Из этой книги можно было узнать, как использовать в пищу, к примеру, крапиву, заготавливать ее впрок, как готовить салаты из листьев ильма, каши из зерен манника уссурийского, чай из сушеных листьев лабазника, как, по примеру нанайцев и орочей, добавлять горец перечный в качестве острой приправы к рыбным или мясным блюдам.

Издавали в то время и художественную литературу. Конечно же, она тоже была призвана поддержать людей в годы военного лихолетья. Например, изданный в 1942-м сборник частушек «За оборонный урожай», который составил известный литератор и краевед Сергей Иванов. Приморские колхозники действительно распевали такие частушки:

В дни войны побольше надо

Дать картошки, бураков.

Каждой тонной, как снарядом,

Будем тоже бить врагов!

Или такие:

Наша Дарья молодчина,

Заработала три чина:

Бригадира, тракториста

На комбайне машиниста.

Были и другие книги. Моряки-тихо-океанцы писали с фронта родным в Приморье, рассказывали о подвигах товарищей по оружию, боевых буднях, делились солдатским опытом. Эти письма было решено издать, и в 1943 году вышла небольшая книга «Письма тихоокеанцев-фронтовиков». Мы решили, что эта книга достойна большего, чем просто оцифровка. В итоге родилась идея сделать литературный монтаж на основе писем. Помогли нам в этом курсанты ТОВВМУ.

Событиям советско-японской войны посвящена книга «Бои в Маньчжурии и Корее», хранящаяся в библиотеке

Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Этот сборник материалов о боевых действиях 1-го Дальневосточного фронта вышел по горячим следам, в 1945 году. Только что закончилась война, и ее участники в коротких воспоминаниях делятся своими впечатлениями о боях...

Четыре «Г», четыре гада

– Очень интересной оказалась работа по поиску образцов плакатного искусства, – рассказывает Нина Иванцова. – Мы опирались на исследование искусствоведа Виталия Кандыбы. Он сумел сделать главное: успел расспросить и записать воспоминания художников, занимавшихся в 1941–1942 годах изготовлением плакатов. В холодном пустовавшем здании центрального гастронома, где временно размещался Союз художников, осваивали новый, оперативный жанр искусства приморские художники Безродный, Зенин, Зырянов, Иноземцев, Мазуренко, Мулдин, Потанин, Шестопалов. Им помогали журналисты и литераторы.

За годы войны они выпустили 83 плаката общим тиражом 23280 экземпляров. Причем основная часть тиража приходится на семь плакатов, воспроизведенных в технике многотиражной литографской печати. Остальные 76 плакатов художники делали вручную по трафарету. Дефицит бумаги и красок предопределил их мизерный тираж – 30 экземпляров для каждого выпуска. Поэтому многие из них, отработав свое, не дожили до наших дней. Лишь по редчайшим фотоснимкам да по немногим сохранившимся оригиналам можно представить, каким был приморский плакат тех лет.

«Шахтеры! Больше угля для фронта!» – призывал плакат Александра Зырянова. «Болтун – находка для шпиона» – пре-дупреждал плакат Николая Мазуренко. В общем, типичная советская классика.

Но были и оригинальные работы. Писатель Свиньин и художник Шестопалов создали плакат, на котором были изображены главари германского фашизма – Гитлер, Гиммлер, Геббельс, Геринг. Подпись гласила: «Четыре «Г», четыре гада. И все получат то, что надо!»

Есть слабая надежда, что в каком-нибудь городском или районном музее в крае чудом сохранились экземпляры этих плакатов. Мы очень на это рассчитываем!

Один день войны

– Что касается кинохроники военных лет, нам удалось найти очень интересный пример. Есть такой документальный фильм – «День войны», созданный режиссером Михаилом Слуцким по сценарию Алексея Каплера. 13 июня 1942 года 160 кинооператоров одновременно, в один день, на разных участках огромного фронта, простиравшегося от Белого до Черного моря, на военных предприятиях и в колхозах снимали, как протекал 356-й день войны. Есть в этом фильме и кадры, снятые в Приморье.

В газете «Красное знамя» 5 и 6 ноября 1942 года публиковались анонс кинотеатра «Уссури» о прокате этого фильма и небольшая заметка кинооператора Павла Русанова (он в годы войны работал на Дальневосточной студии кинохроники), оказавшегося в этот день на сейнере капитана Таболина передового рыбокомбината «Тафуин».

Павел Васильевич вспоминает: «Там были сняты кадры – девушки-рыбачки за ловом камбалы. Тафуинцев связывала большая дружба с моряками Тихоокеанского флота, и это мне удалось выразить через кадры, где снят момент, когда краснофлотцы со своего боевого катера передают свежую газету «Красное знамя» своим друзьям на борт тафуинского сейнера. В газете была напечатана статья о замечательной семье тафуинского шкипера Коломина. Эти кадры зритель увидит на экране».

6 ноября 1942 года фильм демонстрировался в кинотеатрах и клубах всей страны, в том числе в Приморье. А 21 декабря того же года состоялся показ этой ленты в Великобритании (дата была выбрана не случайно: день рождения Сталина). Фильм показали также в США, Бельгии, Швеции. К сожалению, нам не удалось приобрести этот фильм, хранящийся в Центральном архиве кинофотодокументов, но маленький его фрагмент можно найти в сети Интернет.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ