Без права на ОСАГО

Чем обернулся временный отзыв лицензии у крупного страховщика для автовладельцев

11 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3750 (84) от 11 июнь 2015
04072acf7d21310c9109c9365034537d.jpg

Две недели Росгосстрах провел в положении «вне игры», а в это время компании-конкуренты, пользуясь моментом, устанавливали свои правила игры на рынке автострахования.

Напомним: 26 мая Центральный банк запретил Росгосстраху (РГС) продавать новые полисы ОСАГО, но уже 8 июня страховщику вернули лицензию. Эксперты рынка уверяют: РГС наказали «чтоб другим неповадно было».

Компанию обвиняли в том, что она не учитывает коэффициент «бонус-малус» при заключении договоров со своими «безаварийными» клиентами, а также сознательно занижает размеры выплат. Большинство жалоб на подобную несправедливость поступало из западной и центральной части России. Только с апреля на компанию пришло 2,3 тысячи претензий. Комментируя ситуацию, страховщик уверял, что чуть более двух тысяч недовольных клиентов – это ничтожно мало по сравнению с тем количеством договоров, которые они заключают ежегодно.

Так, за прошлый год РГС заключил более 18 млн договоров, с начала этого года – 5,5 млн, говорится в сообщении ЦБ. Однако отметим, что написать жалобу в ЦБ решается далеко не каждый автомобилист, столкнувшийся с нарушениями, так что, с другой стороны, 2,3 тысячи претензий – цифра вовсе не шуточная.

Навязывание во благо

– Занижением выплат грешат многие страховые компании, – рассказывает страховой агент Анна, торгующая полисами во Владивостоке в районе кольца «3-й Рабочей». – Но к РГС нареканий больше всего. Возможно, это связано с тем, что у них просто больше всего клиентов. Замечены они и в навязывании дополнительной услуги – добровольного страхования от несчастного случая, произошедшего в момент ДТП. Людям приходилось соглашаться на покупку этого продукта, иначе им грозили не выписывать договор ОСАГО.

По мнению председателя НП «Лига финансовых институтов» Александра Ивашкина, проблема лежит гораздо глубже: у наших потребителей просто нет культуры добровольного страхования, ее еще нужно воспитать. И делать это предстоит и Центробанку, и страховым агентам. Однако не такими варварскими способами, которые страховщики используют сейчас.

– Агенты запугивают своих клиентов, вместо того чтобы объяснять им все преимущества добровольного страхования, – объясняет Александр Ивашкин. – Во всем мире страхование жизни и страхование имущества являются самыми продаваемыми продуктами, а вот обязательное идет, так сказать, прицепом. У нас же все наоборот. Страховщикам нужно повышать финансовую культуру населения, а не жаловаться на то, что водители плохо ездят и приносят убытки. Кстати, это не так. Например, убыточность по ОСАГО в Приморском крае считается одной из самых низких в стране – всего 40 процентов от суммы взносов. В некоторых регионах, например в Магадане, этот показатель достигает 90 процентов.

На скупости бизнес построили

По мнению аналитиков страхового рынка, на прижимистости страхователей уже давно стали наживаться аварийные комиссары. И последние события с Росгосстрахом им только на руку: автовладельцы с большей охотой станут обращаться к аварийным комиссарам, лишь бы не связываться со страховщиками в случае ДТП.

– Аварийные комиссары кажутся потребителям полезными, – продолжает Александр Ивашкин. – Вроде бы они действительно делают всю «грязную работу» по взыскиванию средств с компании «виновной» стороны. Однако комиссары предъявляют страховщикам непомерно высокие суммы и, выигрывая суды, значительную часть средств удерживают в качестве вознаграждения за свои услуги.

Не только аварийные комиссары оказались в выигрыше от временного ограничения, наложенного на РГС. Многих автовладельцев, которые хотели получить у них полис, агенты переориентировали на другие страховые компании. По неофициальным данным, Росгосстрах ежедневно терял 250 млн рублей клиентских вознаграждений: они перетекали в кошельки других компаний. Причем некоторые агенты вели себя совсем некрасиво и, пользуясь некоторой паникой, случившейся на рынке автострахования после введения ограничений на деятельность РГС, пытались урезать права автовладельцев. Так, некоторые отказывались выписывать ОСАГО на 1 – 2 месяца. Отметим, что РГС оформляла документы и на 20 дней.

– На самом деле ни у одной компании, существующей на рынке, таких ограничений по срокам действия полюсов ОСАГО нет, – продолжает Анна. – Просто в случае заключения договора с автовладельцем меньше чем на полгода агент вознаграждения не получает. Вот ушлые страховщики и воспользовались общей растерянностью, заявив об «изменившихся условиях страхования».

Крушение лайнера затянет в воронку мелкие суда

По общим впечатлениям агентов, владельцам автомобилей все равно, у какой компании покупать страховой полис: тарифная сетка у всех примерно одинакова. Однако уход с рынка такого гиганта, как Росгосстрах, вряд ли задумывался надолго, ведь компания является если не монополистом, то несомненным лидером автострахования. Так, в Приморском крае, например, она занимает 50 процентов рынка.

– Никто не сомневался, что Росгосстраху вскоре отдадут лицензию, – продолжает Александр Ивашкин. – Когда с рынка даже на время уходит такой крупный игрок, это негативно сказывается на всех страхователях. Подрывается доверие к самому институту страхования в целом. И люди уже всерьез задумываются, стоит ли заключать договоры на добровольные услуги, будь то защита имущества или здоровья. Чтобы исправить ситуацию, нужно создать систему компенсаций ущерба клиентов по типу банковской сферы. Так, если у банка отзовут лицензию, то государство возместит вкладчикам до 1,4 млн рублей. В страховой сфере также нужно создать какую-то подобную систему хранения депозитов.

Страховщикам самим нужна страховка

Как объясняют эксперты, страховые компании слегка «потряхивает» на волнах нестабильности в экономике. Например, уже сейчас возникла проблема с заключением договоров КАСКО – добровольного комплексного (то есть от всех напастей и несчастий) страхования автомобиля. Так, чтобы застраховать по системе КАСКО новый автомобиль, владельцу придется раскошелиться на крупную сумму и заплатить минимум 10 процентов от стоимости авто. Страховать же подержанные машины вообще проблематично: далеко не все компании берутся заключать договоры КАСКО

на «железных коней» с пробегом. Да и стоить такой «оберег» будет немало – до 25 процентов от стоимости авто. И взваливать на себя такие риски могут только крупные автостраховщики, которые, в свою очередь, ни от чего не застрахованы.

Автор: Катерина МАТВЕЕВА