Хроника пикирующего "Боинга"
“Боинг-737-200” авиакомпании “Сахалинские авиатрассы” уже около 40 минут кружил над владивостокским аэропортом, выжигая топливо. Пассажиры изрядно нервничали - задержка с прилетом на час для многих грозила обернуться большими неприятностями. Они даже не подозревали, что в течение этого часа находились на волосок от гибели.
“Боинг-737-200” авиакомпании “Сахалинские авиатрассы” уже около 40 минут кружил над владивостокским аэропортом, выжигая топливо. Пассажиры изрядно нервничали - задержка с прилетом на час для многих грозила обернуться большими неприятностями. Они даже не подозревали, что в течение этого часа находились на волосок от гибели.
В тот день экипаж “Боинга” выполнял обычный рейс 3889 по маршруту Южно-Сахалинск - Владивосток: полет несложный, метеорологические условия - нормальные, вылет - по графику. 103 пассажира уютно расположились в своих креслах, казалось бы, ничто не предвещало трагедии.
Полтора часа полета прошли в нормальном режиме. Неприятности начались на подлете к Владивостоку. На контрольном рубеже подлета пилот, как и предписывают инструкции, начал проверку готовности систем “Боинга” к посадке. Обычные регламентные мероприятия, но на этот раз на табло тревожно загорелся индикатор - отказ гидравлической системы самолета. Пилоты прекрасно представляли себе, чем это может обернуться - без гидравлики невозможно обычным порядком выпустить шасси, невозможно изменить положение закрылок. Словом, назревало серьезное ЧП.
О чрезвычайном происшествии были поставлены в известность диспетчеры аэропорта Владивосток.
Рассказывает заместитель генерального директора “Владивостокавиа” по безопасности полетов Владимир Авдеев:
- Сахалинский борт должен был сесть во Владивостоке в 15.30. Все шло по плану - диспетчеры приняли наблюдение за бортом, задали ему курс и эшелон высоты. И тут эта тревожная радиограмма... В аэропорту сыграли аварийную тревогу, оповестили о ЧП городские власти, штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. На взлетно-посадочную полосу устремились 5 пожарных машин из спецчасти пожарной охраны аэропорта и 3 машины из Артема, кареты скорой помощи, специальная техника. В полной готовности у кромки ВПП замерли спецмашины, которые за считанные минуты, в случае если бы самолет пришлось сажать на фюзеляж, смогли покрыть полосу толстым слоем пены.
Антикризисный штаб принял решение - самолет должен сжечь как можно больше топлива. Это необходимо было в любом случае - если бы пришлось сажать самолет что называется “на брюхо”, сводился бы до минимума риск возгорания от искры. Сжигать топливо необходимо было и для того, чтобы при посадке самолет имел минимальный вес. “Боинг-737” принялся накручивать кольца вокруг аэропорта.
Рассказывает Владимир Авдеев:
- Когда большая часть горючего была уже выработана, пилот принял решение попытаться выпустить шасси в ручном режиме. На каждом самолете для таких случаев предусмотрена и дублирующая механическая система выпуска шасси. Все мы затаили дух. Ведь если бы это не удалось, последствия могли бы быть непредсказуемыми... К счастью, механизм оказался в рабочем состоянии - ценой изрядных физических усилий экипажа шасси встали на место. Все находившиеся в тот момент в диспетчерской облегченно вздохнули - значит сажать самолет на “брюхо” не придется.
Но радоваться было еще рано. Пилоты попытались тем же способом - вручную - изменить положение гасящих скорость закрылок из полетного в посадочное. При помощи механического привода удалось довести их уровень до минимально приемлемого - 15 градусов. Дальше сдвинуть закрылки не удалось. В тот момент все поняли - предстоит тяжелая посадка на большой скорости. А как поведет себя плохо поддающийся управлению самолет при принудительном экстренном торможении, сказать не мог никто.
Тем не менее примерно в 16.30, на час позже графика, колеса “Боинга” коснулись бетона взлетно-посадочной полосы. И тут же взревели турбины реверсивной тяги. Пилоты до упора вдавили педали тормозов, завизжали тормозные колодки, надрывно “запели” резиновые колеса шасси. Пролетев примерно 3/5 полосы, самолет замер, со всех концов летного поля к нему понеслись машины оперативных служб аэропорта.
Провести лайнер по рулежным дорожкам к зданию аэровокзала не представлялось возможным - из-за отказа гидравлики не работал наземный руль. Когда же самолет попытались отбуксировать при помощи специального тягача, выяснилось, что это тоже не представляется возможным - от перегрева запеклись тормозные колодки, заклинив тем самым колеса. Снимать пассажиров с борта “Боинга” пришлось прямо на ВПП. Ничего не ведавшие, они еще долго удивлялись, не увидев поблизости привычного здания аэропорта.
Из-за невозможности освободить взлетно-посадочную полосу диспетчеры владивостокского аэропорта были вынуждены завернуть обратно “Як-40”, совершавший рейс из Кавалерово.
Когда пассажиры были сняты с самолета, наземные службы вновь попытались отбуксировать самолет на стоянку. Механикам, колдовавшим у шасси “Боинга”, удалось освободить колеса. Уже спустя пару минут буксир, взяв под уздцы тяжелый лайнер, катил его на стояночную площадку. Еще 10 минут спустя владивостокский аэропорт вновь был готов принимать самолеты.
О причинах отказа гидравлики на “Боинге-737” пока ничего неизвестно. Специалисты ремонтных служб начали изучение всех систем неисправного самолета. Их выводы будут известны лишь к концу сегодняшнего дня.
За последние 10 лет в мире с самолетами марки “Боинг-737-200” произошло 27 катастроф
19 октября 1988-го в Индии неподалеку от города Ахмадабад разбился самолет “Боинг-737-200” авиакомпании Indian Airlines. 6 членов экипажа и 124 пассажира погибли.
2 октября 1990 года неизвестный террорист взорвал бомбу на борту “Боинга” китайской авиакомпании Xiamen Airlines. 5 членов экипажа и 174 пассажира погибли.
26 июля 1993-го “Боинг” разбился при посадке в аэропорту Мокпо Южной Кореи. Из-за плохой видимости самолет врезался в землю в 3 километрах от взлетно-посадочной полосы. В результате катастрофы погибли 70 человек.
127 пассажиров и 5 членов экипажа погибли 8 сентября 1994 года при крушении “Боинга-737” неподалеку от Питтсбурга в США. Причину катастрофы до сих пор установить не удалось.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"