До порто-франко рукой подать

Правительство России поддержало законопроект о Cвободном порте Владивостока

10 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3749 (83) от 10 июнь 2015
9685fa71e55681962100d51a2d3a2839.jpg

Проект закона «О Свободном порте Владивостока» выходит на финишную прямую. От заявления президента России Владимира Путина о создании порто-франко на юге Приморья до отправки сверстанного и согласованного во всех инстанциях документа в Государственную думу прошло ровно полгода.

На уровне написания проекта и многочисленных нулевых чтений было сломано много копий, не все предложения вошли в итоговый вариант, однако можно смело заявить: закон состоялся. 4 июня его рассмотрели и одобрили на очередном заседании правительства России. Министры согласились с выводами правительственной комиссии по законопроектной деятельности и рекомендовали отправить документ Федеральному собранию России.

Премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая совещание, подчеркнул:

– Поставлена масштабная задача – занять достойное место среди ведущих центров Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Сингапур и Гонконг, которые стали мегаполисами мирового уровня во многом благодаря режиму свободного порта.

На заседании кабмина законопроект представил глава Минвостокразвития Александр Галушка.

– Министерство готовило документ при поддержке местных органов власти и дальневосточников и неоднократно возвращалось к этой теме на уровне общественных слушаний и согласований с заинтересованными ведомствами, – напомнил он. – Цель законопроекта – создание нормативной правовой базы и условий для осуществления инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, инфраструктурные объекты, транспортно-логистические комплексы, включая создание и модернизацию морских причалов и иных объектов инфраструктуры региона.

Свободный порт будет создан на территории 13 муниципалитетов, в него вой-дут Владивостокский городской округ, морские порты Зарубино, Находка, аэропорт, где проложены международные транспортные коридоры, соединяющие Приморье с богатыми провинциями Китая и с другими нашими соседями.

В результате обсуждения законопроекта члены правительства согласились: чтобы свободный порт заработал, необходимо предпринять ряд шагов.

Во-первых, это предоставление налоговых льгот резидентам, без этого не обойтись (пониженные ставки по уплате налога на прибыль на продолжительную перспективу – на пять лет).

Во-вторых, необходимо облегчить целый ряд других обязанностей, в том числе уменьшив совокупные отчисления в государственные внебюджетные фонды. По понятным причинам эта тема требует дополнительной проработки, поскольку речь идет о выпадении доходов этих фондов, соответственно, муниципалитетов, и в результате дополнительная нагрузка ляжет на федеральный бюджет. Этот вопрос правительством еще будет рассматриваться.

В-третьих, в Свободном порте Владивостока будет введен облегченный визовый режим и иностранные гости смогут получать многодневную визу прямо на границе. Значит, пункты пропуска должны работать круглосуточно.

В-четвертых, таможня заработает в режиме одного окна, предоставляя услуги таможенного, пограничного, фитосанитарного и других видов контроля. Поэтому планируется ввести режим свободной таможенной зоны, которая позволит, к примеру, освобождать ввозимое оборудование от уплаты импортной пошлины и налога на добавленную стоимость.

В-пятых, у правительства появляется право вводить особые условия работы для образовательных и медицинских учреждений, а также для ряда предприятий, в том числе рыболовных, что откроет доступ иностранным компаниям в эти сферы на территории нашей страны. Это будет удобно для их работы и, самое главное, для инвестирования в инфраструктурные объекты.

Еще одна важная новация заключается в том, что все проверки деятельности резидентов свободного порта (и плановые, и внеплановые) будут проводиться только в специальном порядке по согласованию с профильным ведомством.

Все высказанные предложения и пожелания министров суммировал премьер Дмитрий Медведев, добавив:

– Наконец будет создан специальный наблюдательный совет, куда войдут и представители власти, и бизнеса. В ближайшее время законопроект должен быть доработан и внесен в Государственную думу.

Как рассказали корреспонденту «В» эксперты в области законотворческой деятельности, законопроект «О Свободном порте Владивостока» должен пройти три стадии обсуждения и быть принят депутатами Госдумы до 12 июля. Еще одна неделя дается сенаторам верхней палаты парламента для утверждения закона. Затем его отправят на подпись президенту России Владимиру Путину.

Презентация закона состоится в ходе проведения во Владивостоке, на острове Русском, первого международного Восточного экономического форума в начале сентября этого года.

Справка «В»

Как пояснили «В» в пресс-службе Минвостокразвития, в наблюдательный совет свободного порта войдут заместитель председателя правительства, глава Минвостокразвития, губернатор Приморского края, глава Владивостока и главы ряда муниципальных образований, территории которых входят в состав свободного порта, заместители руководителей ведомств, осуществляющих контрольно-надзорные функции в области налогов и сборов, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в бюджетной сфере, в области таможенного дела, а также в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов. В состав набсовета также включены представители территориального объединения (ассоциации) организаций профсоюзов и территориального объединения работодателей.

По оценке разработчиков законопроекта, в результате его принятия и реализации ожидается существенный рост внутреннего регионального продукта (ВРП) Приморья – в 2,2 раза к 2025 году (до 1,4 трлн рублей) и в 3,4 раза к 2034 году (до 2,1 трлн рублей). Прирост ВРП ДВФО к 2025 году при условии реализации проекта по созданию Свободного порта Владивостока может составить 1,97 трлн рублей. Количество вновь созданных рабочих мест оценивается в 84,7 тысячи человек к 2021 году, 108 тысяч – к 2025 и 468,5 тысячи – к 2034 году.


Автор: Николай КУТЕНКИХ