Почем телевизор для народа?
Падение покупательской активности россиян вынудило торговые сети снижать цены на бытовую и цифровую технику. Однако приморцы не торопятся в магазины – ждут, когда ценники перепишут на уровень хотя бы конца ноября – начала декабря 2014 года.
В свою очередь, оптимизму покупателей продавцы лишь удивляются. Ретейлеры не отрицают, что в преддверии Нового года, в период ажиотажного спроса, товар дорожал быстрее и значительнее обычного: смартфоны подросли в цене на 15 проц., телевизоры – на 20 проц. По их уверениям, избежать подорожания было нельзя: рост курса доллара немедленно сказался на прайсах поставщиков.
– Я бы не сказал, что мы обогатились на новогодних продажах, – уверяет директор «Сони-центра» во Владивостоке Василий Трахунов. – Конечно, процент покупок на Новый, 2015 год был выше, чем в обычные предновогодние распродажи. Но прибыль, полученную тогда, мы сейчас тратим на то, чтобы клиент сегодня мог покупать товар по более низким ценам.
Впрочем, по убеждению автора материала, сетевики здесь несколько лукавят. Любой мало-мальски опытный пользователь компьютера мог зайти в Интернет и увидеть: ценник на некоторые телефоны, ноутбуки, комплектующие к компьютеру в декабре подрос не на заявленные 15 проц., а на все 40-50!
Гадали – не выгадали
Сегодня продавцы утверждают, что большая часть ценников вернулась на докризисный уровень.
– Некоторая часть товаров стоит даже меньше, чем в октябре прошлого года, – уверяет представитель одной из сетей супермаркетов, торгующих цифровой техникой. – Например, телевизоры в 32 дюйма в среднем стоили в октябре 2014 года 21 тыс. руб., в декабре – 25-26 тыс. руб., сейчас их можно купить за 18-19 тыс. руб. Исключением является «Эпл» – в октябре «Айфон» стоил 40 тыс. руб., в декабре 60 тыс. руб., сейчас 52 тыс. руб.
Однако, если судить по интернет-витринам известных сетей, ценопадом ситуацию не назовешь. Так, жесткие диски, материнские платы и другие комплектующие к ПК, а также фотоаппараты и некоторые модели ноутбуков выросли в цене по отношению к докризисному периоду на 40 проц.
– В основной массе покупатели, скупавшие бытовую и цифровую технику в конце года, ничего не выгадали, – уверяет Сергей Мещанюк. – Когда доллар стал опускаться, упал и ценник на товары. Плюс ко всему техника имеет свойство устаревать и дешеветь, так что нельзя сказать, что этот способ сохранить деньги как-то оправдал себя.
Онлайн на рынке не в фаворе
Что касается некогда столь популярных онлайн-магазинов, то этот сегмент рынка теряет свои позиции.
– Мы сравниваем объем продаж через интернет-магазин и в торговых точках и видим: по продажам виртуальные площадки нам уступают, – продолжает Сергей Мещанюк. – Люди привыкли совершать покупки в реальных магазинах, большинство предпочитают живое общение виртуальному выбору.
Что касается покупательской активности, то эксперты отмечают: люди стали приобретать технику в меньшей степени еще из-за того, что потребительские кредиты теперь населению практически недоступны. Этот фактор сказывается и на ретейлерах, которые надеются в будущем на «откат» ставки ЦБ.
Автор: Катерина МАТВЕЕВА