Себя показать и туристов удивить

Зачем приморские сельхозпроизводители и иностранные гости стремятся в выходные на центральную площадь Владивостока?

3 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3745 (79) от 3 июнь 2015
34af6b8a5fe9092d848485f177d77b4c.jpg

Продовольственную ярмарку, возрожденную администрацией города, с полным основанием можно назвать выставкой достижений сельского хозяйства и пищевой промышленности Приморья.

Фургоны, заполненные дарами полей, садов и огородов как свежими, так и прошлого года. Столы, заставленные банками с медом, вареньем и разносолами. Мобильные витрины-холодильники с морепродуктами и мясной продукцией, лотки с хлебом и вкуснейшей выпечкой заполонили всю свободную в обычные дни территорию площади. Сюда съехались представители фермерских и крестьянских хозяйств, производители сельхозпродукции и кулинарии из всего Приморья, исключая, конечно, дальние северные районы. Иными словами, здесь яблоку негде упасть.

Вам подешевле или повкусней?

Впрочем, свежих яблок здесь и не было, даже импортных: не сезон. Только в виде компота в стеклянных банках. Зато молодого картофеля от китайских аграриев хоть лопатой греби по 50 – 70 рублей за килограмм в зависимости от «калибра» картофелины. Те, кто доверяет только

отечественному продукту, могли купить прошлогодний картофель за 25 – 40 рублей за килограмм. Слава богу, земля-кормилица в прошлом году не обидела: подарила жителям края хороший урожай бульбы.

– Есть картошка средняя, есть сильная, есть нерассыпчатая. Вам какая нужна – подешевле или повкусней? У меня всякая есть и на любой размер кошелька. Вот картофель «невский», самый лучший сорт для Приморья, он хорош для жарки, для супов и винегретов, – бородатый фермер – Владимир Александрович из Артема – бойко рекламировал продукцию своего подсобного хозяйства. За его широкой спиной стоял импортный грузовичок, доверху груженный сетками со «вторым хлебом». К каждому покупателю, особенно женского пола, у него свой подход, индивидуальный комплимент. Одной даме намекнет на ее «неземную красоту», другую похвалит за ее наряд. А женщинам больше и не нужно. Ты ей – внимание и ласковое слово, и она от прилавка без покупки не уйдет.

– Мне порассыпчатей да пожирнее, чтобы муж из дома не выгнал, – также играючи отвечали ему покупательницы, которые поязыкастей да посмелее.

– А вы ко мне приезжайте. Я не прогоню, я любить буду! – так, с шутками и прибаутками, фермер Владимир Александрович расторговывал картофель как горячие пирожки – килограмм за килограммом, ведро за ведром. И покупатели довольны, и его персональная казна пополнялась.

Ирина Владимировна из села Гранатовка Октябрьского района продавала картофель по… 200 рублей за килограмм. На рынок приехала с мужем. Немногие из тех, кто подходил к их столу, понимали, почему у картошки такая запредельная цена. Чаще всего люди, глядя на рукописный ценник, качали головами и шли дальше.

– Так у нас не китайский картофель, а местный. Мы свою картошку выращиваем в теплице. Это специальный ранний сорт «сорокодневка», его высаживают в феврале. Конечно, покупают, но плохо. Говорят, что дорого. А как иначе окупить затраты, вложенные в производство? – спрашивает у меня женщина. А мне ей нечего ответить: я в земледелии ничего не смыслю.

И в то же время Ирина Владимировна признается, что для ее семейства есть смысл приезжать во Владивосток на рынок. Несмотря на три часа в пути только в одну сторону и соответствующие расходы на горючее. Потому что продавать урожай больше негде. Да, Уссурийск под боком, но он оккупирован китайскими предпринимателями. Да и большие объемы сельхозпродукции «казачья столица Приморья» не переварит. Поэтому все дороги ведут местных сельхозпроизводителей во Владивосток, конкретно – на городскую ярмарку.

– Мы лет десять торговали на Второй Речке, на рынке «Березка», когда там еще была ярмарка. Из нашего района приезжало много машин. А в прошлом году директор рынка нам указал на дверь. Сказал, что колхозники ему не нужны, не интересны, потому что от нас нет прибыли. Мы ушли, а на наше место пришли перекупщики. Он всех загнал в павильон, там работают те, кто торгует круглый год. А мы – сезонники. Мы вырастили, реализовали и уехали, – говорит Ирина Владимировна.

– Сегодня зарабатывает тот, кто продает, а не тот, кто выращивает, – в наш разговор вклинивается Виктор Александрович, супруг моей собеседницы. Между прочим, известная личность среди представителей приморского крестьянства. Несколько лет назад он вырастил рекордный урожай арбузов, о его трудовом подвиге даже сняли сюжет для местной телепередачи «Знак качества». Общаться с таким человеком почетно и приятно.

Шанс показать себя

По словам моих собеседников из села Гранатовка, вольная уличная торговля сельхозпродуктами во Владивостоке медленно, но верно уходит в прошлое. Это, конечно, правильно: с анархией и антисанитарией в торговле надо бороться. Но продавать в павильонах убыточно для простого агрария. За прилавки и все удобства надо платить аренду. А значит, надо поднимать цену на товар, это, как следствие, скажется на кошельке покупателя, который уже не сможет купить все, что нужно. Крестьянам такой бизнес невыгоден, у них нет лишних денег. Они либо сбывают свою продукцию перекупщикам из республик Средней Азии и Северного Кавказа, чтобы не связываться с хозяевами рынков. Либо вообще бросают землю. И такая же аховая ситуация не только в Октябрьском районе, но и по всему Приморью.

– Благо, что администрация Владивостока нам дает немного поторговать. Иначе нам на селе не выжить, – говорит Виктор Александрович. И с ним солидарны не только фермеры из других районов края, но и Константин Бударин – директор Спасского консервного завода, продукция которого также была представлена на ярмарке. И произвела фурор среди покупателей благодаря своему качеству и оригинальной фирменной упаковке. Честно говоря, многие жители края и не подозревали, что это предприятие, славившееся своей продукцией еще во времена Советского Союза, до сих пор существует.

– Конечно, нам стоило ехать во Владивосток на ярмарку. Это замечательное мероприятие. Прежде всего это непосредственное общение производителей с потребителями. Плюс шанс показать свою продукцию, устроить дегустацию. Выезд на владивостокскую продовольственную ярмарку – большое событие для нашего завода и лично для меня. Я в первый раз приехал сюда. Своим появлением во Владивостоке мы хотим заявить всем жителям Приморского края, всем контролирующим, инспектирующим и другим органам государственной власти, что наш завод жил, жив и будет жить. А власти Владивостока (организаторы ярмарки) получили преимущество, собрав на своей территории столько сельхозпроизводителей. За что им большее спасибо, – подытожил Константин Вадимович.

Иностранцев привозят и выпускают. На два часа

Особо активными покупателями на ярмарке были... китайские туристы. Они группами передвигались от прилавка к прилавку, бесцеремонно пробуя все подряд, даже то, что им не предлагали. Попутно иностранцы оставляли продавцам рубли и даже юани за понравившуюся сельхозпродукцию и кулинарные изделия.

– Я давно беру у «китов» юани. А почему бы и нет, если они предлагают? Юани – это тоже деньги, – призналась корреспонденту «В» продавщица меда Лариса из Черниговского района.

– А по какому курсу рассчитываетесь?

– За тысячу рублей прошу сто тридцать юаней, – улыбается женщина.

– Но в Суйфэньхе за тысячу наших деревянных дают сто двадцать два юаня!

– Так это в Суньке! А у меня свой курс. И никаких проблем. Не везти же им свои деньги обратно.

Появление граждан Поднебесной на главной площади Владивостока в дни работы сельхозярмарки давно уже никого не удивляет. Не секрет, что китайцы тоннами скупают российские продукты, прежде всего из-за их вкусовых и экологических качеств, а также из-за низкой цены, если перевести ее с рублей на юани. К примеру, в Суйфэньхе большинство продовольственных магазинов переориентировалось только на продукты из России.

– С прошлого года мы специально разработали для китайских туристов маршрут выходного дня с посещением продовольственной ярмарки. Спрос на путевки дикий. А китайцам ничего другого и не надо: ни наших мостов, ни набережной Цесаревича, ни пушек в крепости. У них есть все! Кроме качественных продуктов. Мы привозим туристов на площадь и отпускаем погулять на два часа. После такого шопинга они мечтают только об одном – поскорее вернуться домой с вкусными подарками, – рассказала корреспонденту «В» Надежда Николаевна, гид известной в крае туристической фирмы.

Интересно, что на Тихоокеанском туристическом форуме, недавно состоявшемся во Владивостоке, площадь Борцов за власть Советов не рассматривалась организаторами мероприятия как объект местного туризма. И, видимо, напрасно.

Врезка «В»

Администрация Владивостока приглашает принять участие в работе ярмарки и представить свою продукцию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, ведущих крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством и животноводством. За дополнительной информацией о проведении ярмарок обращаться в управление экономики и развития предпринимательства администрации Владивостока по тел.: 8(423) 2614-160, 2614-448.

   

Автор: Сергей КОЖИН