Юное поколение, которое ничего не забудет

Газета «Владивосток» поздравляет победителей конкурса сочинений «Если б я оказался на той войне»

3 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3745 (79) от 3 июнь 2015
9350a18b662f914c443cff86c0e931e3.jpg

Редакция «В» собрала победителей конкурса школьных сочинений, чтобы наконец лично с ними познакомиться и вручить заслуженные награды.

Напомним, что в преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне редакция «В» объявила среди учеников городских школ конкурс сочинений на тему «Если б я оказался на той войне». Цитаты из лучших работ мы публиковали в выпусках толстушки за 29 апреля и 20 мая.

В итоге победителями конкурса стали 10-классницы Мария Питта (школа № 74), Полина Азарова (школа № 62), Дарья Романова (школа № 16), Александра Осипенко (школа № 16) и 6-классник Михаил Катеришич (школа № 74).

Посиделки в «Ностальгии» с тортом, приготовленным лучшими кондитерами в честь наших победителей, дали возможность ближе познакомиться с юными мыслителями.

Нам было легче…

Знаете, это очень интригующе: сначала познакомиться с мыслями современных школьников, изложенными в их сочинениях (которые, напомню, поражают своей взрослостью), а уже потом – с их авторами. Лично для меня самым главным вопросом было то, как они смогли так явственно, так реалистично представить войну.

Поясню свой интерес. Это в нашем детстве вся школьная программа по литературе, начиная, наверное, с 4-го класса, была наполнена произведениями Валентина Катаева, Бориса Полевого, Виктора Некрасова, Бориса Васильева… На двух (тогда единственных) телевизионных каналах достаточно часто – вне зависимости от праздничных дат – крутили военные фильмы, репертуар которых тоже достаточно часто обновлялся. Патриотическое воспитание тогда набрало максимальные обороты, главным воспоминанием всей страны была Великая Отечественная, поэтому нам было проще: мы знали о войне почти все. Не говоря уже о том, что мы имели непосредственный доступ к самым главным живым свидетелям военной эпохи – ее участникам, нашим дедам.

Нынешним подросткам куда сложнее. По большому счету историю опаленных войною сороковых им приходится постигать благодаря внеклассным мероприятиям, встречам с ветеранами и, конечно, собственной любознательности. Школьная программа им в этом не сильный помощник – двух часов литературы в неделю недостаточно даже для того, чтобы пройти всю необходимую классику. Самим прочесть? Согласитесь, военная проза не входит в предпочтения нынешних тинейджеров.

Уроки истории? Хронология событий слишком суха для того, чтобы рассказать следующим поколениям о боли, ужасах и потерях военных лет…

Спасибо Интернету и кинопрокату

По собственному признанию наших конкурсантов, источники информации и вдохновения они искали прежде всего в Интернете: дневник ленинградской девочки Тани Савичевой, не пережившей блокаду, прощальное письмо танкиста своей жене…

– Первоисточники – письма, дневники – необработанные, нередактированные, написанные совсем нелитературным, «приглаженным» языком, лично для меня были ценнее авторской прозы. Возможно, потому, что это слова очевидцев событий, и, конечно, потому, что они искренние, – поясняет за всех причину такого выбора 10-классница Полина Азарова.

Однако самым доступным из искусств по-прежнему остается кино. И в первую очередь, конечно, современное.

– «Мы из будущего», «Батальон», «Битва за Севастополь», – перечисляют понравившиеся им фильмы о войне девочки (старшеклассницы, понятно, оказались более разговорчивыми, чем шестиклассник). – «Севастополь» особенно ярко показывает женскую судьбу на войне…

– А из классики кто что смотрел?

Тут уже сложности… Девчонки морщат лбы, и наконец Саша Осипенко радостно вспоминает:

– «Завтра была война». Это очень старый фильм (год выпуска – 1987-й). Правда, в нем не совсем про войну, в нем рассказывается о поколениях, которым предстояло эту войну выиграть… А еще мне понравился фильм «В бой идут одни старики». Он старый, черно-белый, потом его раскрасили…

Самая ценная искренность

Знаете, зачем я так дословно передаю ответ подростка? Чтобы еще раз уточнить, насколько это поколение далеко от тех лет. И тем сильнее подчеркнуть ценность реалистичности, открывшейся вдруг в их работах.

Вспомним, например, насколько реалистичными были эмоции в работе Марии Питты: «…Мы бежали в глубь леса, запинаясь о корни деревьев и комья земли. Я даже не понимала, куда мы бежим, в моей голове с каждым стуком сердца билась одна-единственная мысль: я должна выжить! Я уже не могла думать об отряде, о врагах, бегущих по пятам, и уж тем более о задании. Меня волновала лишь моя жизнь!»

По признанию Маши, это далеко не первый ее опыт в беллетристике. И, слава богу, завершенные работы идут не в корзину, не в стол, а на публику – в Интернет. Признаемся, мы опубликовали далеко не все сочинение Марии, может быть, одну седьмую его часть – увы, ограниченные газетные площади не позволили нам такой роскоши. Между тем у Маши получилась самая настоящая военная повесть (девять печатных листов!), логически выстроенная, пропитанная эмоциями, которая читается на одном дыхании. И работала над ней девочка вполне профессионально.

– Писала долго, пять дней – конец года, задают много, – вспоминает Мария. – Каждый день писала по маленькому кусочку. На следующий день перечитывала написанное. Что не нравилось, переписывала, дополняла…

Искрений совет человека, который прочел работу Маши полностью: поищите в Сети, прочтите, не пожалеете.

Другая ценность этих сочинений – их честность, сомнения в себе, в своем возможном героизме, столь не свойственные юным. В детстве, в юности ведь как: если что случится, то буду только героем.

А здесь: «…Что я, воспитанная в благополучной семье XXI века, трогательным голосом читавшая стихи времен войны, носившая георгиевскую ленточку на 9 Мая, потому что все носят, что я могу рассказать? Ничего. Не нужно мне ни воображения, ни желания пусть и мысленно представить себя кем-то 1925 года рождения – я не хочу этого делать…»

– А зачем врать? Я же знаю себя, – объясняет автор этих строк Полина Азарова. – И потом: для меня писать честно – легче…

И еще раз повторимся, процитируем отрывок из работы Полины, смысл которого проходит через абсолютно все сочинения, представленные на конкурс:

«Даже если бы я, потрудившись, изучила себя, историю, все, что бы я сказала после, было бы откровенной ложью. Меня там не было, не мне говорить об этом. А мой удел, да и не только мой – помнить, чтить и благодарить».

 

Автор: Анжелина ШИЛАН