Налоги пойдут в города?

В Госдуме предлагают новую систему перераспределения налоговых сборов в пользу местных бюджетов

3 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3745 (79) от 3 июнь 2015

В стенах парламента РФ подготовлен проект закона, который предусматривает увеличение объемов налоговых поступлений в бюджеты муниципалитетов путем перераспределения ряда налогов, сообщают «Известия».

Документ подготовил депутат Госдумы Иван Абрамов.

В частности, он предлагает законодательно перенаправить из федерального и иных вышестоящих региональных бюджетов ряд поступлений с налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (НДС), налога на имущество организаций, транспортного налога, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), поступлений от уплаты штрафов за нарушение ПДД, налога на доход физических лиц (НДФЛ), платы за негативное воздействие на окружающую среду.

– За последние годы мы в муниципалитеты передавали только новые полномочия, но при этом не давали им новые возможности для реализации этих полномочий. По данным Минфина, на конец 2014 года общий долг субъектов и муниципалитетов превышал 2,2 трлн рублей и этот долг продолжает стремительно нарастать. Ведь регионы одалживают средства не только у федерального центра, но и у коммерческих банков – под высокие проценты, – рассказал Абрамов. – Именно эти кредиты и составляют большую долю региональных долгов. У нас дотационными регионами являются более 80 процентов субъектов. Сейчас, во время кризиса, как раз пришло время дать регионам и органам местного самоуправления больше самостоятельности.

Сегодня налог на прибыль составляет 20 процентов, при этом 18 из них идет в бюджет субъекта федерации, а 2 процента – в федеральный бюджет. Парламентарий предлагает изменить статью №284 НК РФ и перенаправить федеральные два процента в местный бюджет. 18-процентный НДС сегодня полностью зачисляется в федеральный бюджет. В законопроекте предлагается разбить федеральные 100 процентов НДС на две части: 98 процентов будет идти в бюджет России, а 2 процента – в местный бюджет.

Налог на имущество организаций (ставка 2,2 процента) сегодня полностью уходит в региональный бюджет. Абрамов предлагает распределять его поровну между региональным и местным бюджетом. Такая же система предлагается и при распределении транспортного налога, который сегодня в полном объеме уходит в бюджет субъекта федерации.

При перераспределении единого налога при УСН (УСН при налоге в 6 процентов или УСН при налоге в 15 процентов) депутат предлагает более радикальный ход. Если сегодня данные отчисления идут в региональную казну, то предлагается полностью оставлять их в местном бюджете. Аналогичный подход предлагается сделать и со штрафами за нарушение ПДД. Если раньше все они уходили в бюджет субъекта, то сейчас их предлагают оставлять в муниципалитетах.

НДФЛ (ставка 13 процентов) сегодня на 85 процентов уходит в бюджет субъекта, лишь 15 процентов остается в городе. Здесь предлагается создать налоговый паритет: 50 процентов поступлений от НДФЛ получит и региональный, и муниципальный бюджет.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду сегодня делится между муниципальным, региональным и федеральным бюджетом. Первым двум достается по 40 процентов данного вида платы, в центральный бюджет страны идет 20 процентов. Депутат предлагает все 100 процентов оставлять в муниципальном бюджете.

Сами представители муниципальных властей неоднозначно отнеслись к предложению, подготовленному в федеральном парламенте. Они среди прочего отметили, что данное нововведение необязательно приведет к увеличению местных бюджетов, так как средства, которые направляются в виде налогов в региональные и федеральный бюджеты, в последующем используются для решения проблем на местном уровне. Предлагаемые изменения фактически могут привести просто к другому маршруту поступления одних и тех же денег.

– Эта мера могла бы помочь муниципалитетам, но только в условиях развивающейся экономики, а в нынешней ситуации такой ход, как распределение иным путем одних и тех же денег, ничего не изменит, – считает глава администрации Коркинского муниципального района Челябинской области Геннадий Усенко.

Губернатор Тамбовской области Олег Бетин отметил, что уже на протяжении не одного десятка лет разные представители власти пытаются найти решение проблем через перераспределение налогов:

– Если дефицит в целом по региону, а муниципалитет не обладает хорошей доходной базой, то, как ни перераспределяй, все равно ничего не получится. Если мы отдадим муниципалитетам эти налоги, а обязательства по основным расходам – зарплате учителям, медикам, содержанию этих учреждений – все это останется на региональном бюджете, что получится? И как тогда платить зарплату? – сказал Олег Бетин.

С мнением губернатора Тамбовской области и представителей муниципальной власти не согласны в Общественной палате РФ. Глава комиссии ОП по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор считает, что власти на местах гораздо лучше представляют себе, на что потратить те или иные сборы:

– Сначала муниципалитеты зарабатывают деньги, потом ходят с протянутой рукой, надеясь, что им эти средства выдадут. Есть плата за вред окружающей среде от предприятий, которая уходит в Минприроды. Ведомство не всегда может следить за размерами выбросов, а глава администрации лучше бы контролировал процесс, что принесло бы не только финансовую пользу городу, но и экологическую – природе населенного пункта, – считает Шпектор. – Или дорожные средства. Когда на штрафстоянки отправляют машины, а средства в бюджет города не идут – выгодно ли городу такое? А так бы город предпринимал меры, ставил дорожные знаки.

Автор: Отдел политики «В»