Школьники знают, как всем жить дружно

Вырастить интернационалистов – задача серьезная

2 июнь 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3744 (78) от 2 июнь 2015
8155846af8de052c3c05a971c3e7df4c.jpg

Владивосток испокон веку был городом, в котором мирно и дружно живут представители самых разных национальностей. И в школах приморской столицы представлены, как говорится, дети разных народов. С юных лет они учатся жить дружно.

О том, насколько важно сегодня воспитание в духе интернационализма (какое подзабытое слово, да?), хорошо знают педагоги владивостокских школ. Умению дружить с соседями и находить мирные способы решения конфликтов научить непросто, но все же можно!

– В школах Владивостока, – говорит Ольга Безрук, главный специалист управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации Владивостока, – проводится серьезная работа по воспитанию у детей толерантности, интернационализма, по формированию умения жить бок о бок с представителями разных национальностей. Ведь в школах учатся дети разные и учителя прекрасно понимают, как важно быть терпимыми, понимать друг друга. Причем работа также проводится и с родителями, и с педагогами.

– Например?

– Ежегодно в декабре проходит фестиваль «Дружат дети на планете», все школы города принимают в нем участие. Ребята выбирают страну или регион России, о котором и готовят презентации. И во время фестиваля рассказывают с использованием всех доступных творческих средств, например рисунков, песен, танцев, об этой стране.

Гимназия № 2 уже четвертый год проводит фестиваль «Многонациональное Приморье». Вначале он проходил на уровне районном, но вот уже второй год проводится как городской, в нем принимают участие и другие школы краевого центра. В прошлом году участников было более 400 человек! На фестивале несколько номинаций. Например, электронных презентаций «Приморье – территория многонационального общения». Ребята рассказывают о коренных народностях края, об их традициях, быте, костюмах. Также в рамках фестиваля проходят конкурсы творческих работ «Моя национальная семья», «Летопись Приморья в лицах». В ходе конкурсов, кстати, ребята рассказывают о почетных гражданах Владивостока, узнают историю нашего города. Во время подготовки к фестивалю школьники тесно работают с краевым музеем имени Арсеньева, а итоговый гала-концерт фестиваля проходил уже и в ДКЖД, и в Центре детского творчества. Девиз таких фестивалей – «Мы разные, но мы вместе!».

Проходят в школах также диспуты, например, на темы «Ты не один на этой планете. Твоя жизненная позиция», «Откуда берется агрессия» и так далее.

Чем важны такие полемики? Тем, что во время дискуссий ученики учатся выражать мысли, отстаивать свое мнение. В начальной школе и в среднем звене очень популярны ролевые игры и игры-презентации – «Путешествие в страну «Дружба», например. То есть учителя не боятся проигрывать с ребятами очень непростые ситуации, говорить на серьезные темы.

Самая популярная форма общения – классный час. Они проводятся еженедельно, на них учителя и школьники говорят на самые животрепещущие темы. Вот посмотрите хотя бы на названия классных часов – «Как предотвратить конфликты», «Я умею дружить», «Учись управлять эмоциями», «Я запрещаю себя обижать».

Проходят у нас и уроки толерантности.

– Вы сказали, что работа ведется не только со школьниками...

– Да, как я уже говорила, работа проходит и с педагогами, и с семьями.

Педагоги обсуждают возможность психологической помощи подросткам в кризисных ситуациях (и на педсоветы приглашаются психологи, которые проводят своего рода тренинги, дают советы), методы разрешения конфликтов в коллективе, создания в классе комфортной обстановки и так далее. На методобъединениях классных руководителей, которые проходят раз в четверть, также поднимаются и такие вопросы – профилактика жестокого обращения с детьми, например.

– Эта проблема сегодня актуальна?

– Да, и на нас лежит большая ответственность – вовремя заметить, предупредить... В начальной школе учителя очень внимательно наблюдают за детьми: нет ли синяков, следов побоев. Если вдруг что-то подобное учитель замечает, то вместе с социальным педагогом они посещают семью, проводят беседы с ребенком. Если дело принимает серьезный оборот, обращаются в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

– Как бы вы оценили в целом итоги такой работы?

– Положительно. Конечно, дети это дети, у них бурные эмоции, они в азарте, в запале могут и обидеть, и накричать, и даже драку затеять, но это просто проявления обычной детской несдержанности, горячности. Никаких «заговоров на национальной почве», сознательных проявлений национальной нетерпимости в наших школах нет и, уверена, не будет. Мы с таким никогда не сталкивались, а я работаю в образовании не один десяток лет.

Хочу сказать, что педагоги разбирают конфликты в школах и почти всегда ребята просят у тех, кого обидели, прощения, извиняются, понимают, что погорячились. Во всех школах у нас созданы комиссии по урегулированию споров. В ходе их заседаний педагоги стараются досконально разобраться в конфликте, если он случился, приглашают представителей обеих сторон. Но в целом обстановка в школах здоровая. Вот смотрите. К 70-летию Великой Победы в образовательных учреждениях проходило множество самых разных мероприятий: смотров строя и песни, конкурсов патриотической песни «Виват Победа!», спортивных соревнований «Вперед, мальчишки!», военно-спортивных состязаний юношей «Богатырская наша сила!». На них присутствовало по 400 и более детей. Да, было соперничество, были азарт и соревновательный дух, но ни одного националистического выкрика, ни одного серьезного конфликта не было. Это о многом говорит. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ