Комедия, в которой всех жалко

Сегодня и завтра на сцене Приморского краевого академического театра имени Горького – премьера. Режиссер Вадим Данцигер поставил «Женитьбу» Гоголя.

28 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3742 (76) от 28 май 2015

Комедию – если говорить о жанре, в которой, по словам Вадима Иосифовича, всех жалко.

«Конфуз в стиле модерн» – так определил направление спектакля режиссер и занял в постановке буквально весь цвет труппы. Судите сами: Подколесин – Николай Тимошенко, Кочкарев – Валентин Запорожец, сваха Фекла – Светлана Салахутдинова, тетушка Арина – Марина Волкова, Яичница – Сергей Миллер, Жевакин – Евгений Вейгель,

Анучкин – Александр Славский. А для недавно влившейся в труппу актрисы Олеси Перевощиковой «Женитьба» станет первым серьезным испытанием. Агафья Тихоновна – ее первая главная роль! Непросто пришлось и актеру Леониду Смагину. Режиссер дал ему сразу две роли – слуги Степана и… служанки Дуняши. Правда, служанка не из робких девиц. Но первое ее появление на сцене наверняка ошарашит зрителя.

– Вадим Иосифович, вы и время действия пьесы перенесли в начало прошлого века. Чем это вызвано?

– Да, в нашей «Женитьбе» идет примерно 1910 год. Почему? Как мне кажется, психотип главного героя немного не связывается с образом чиновника гоголевского времени – XIX века. На мой взгляд, в то время чиновники были более динамичными, людьми действия – в отличие от чиновничества начала ХХ, да и нынешнего века тоже. Подколесин ведь, по сути, бесхребетное существо, тряпка, он не способен принять никакого решения, его пугает все, что имеет последствия, за что придется отвечать. В этом, кстати, актуальность пьесы. И начало прошлого века как эпоха более подходит такому герою. Ну и плюс она тянет за собой некий декаданс, модерн, а это очень сценично.

– После репетиции во время общения с актерами вы сказали, что в «Женитьбе» вам всех жалко…

– Да, конечно. Вы подумайте, они же все, по сути, несчастные люди. По разным причинам мечтают создать семью, и ничего не получается, не налаживается жизнь. Мало того, тем же женихам не просто говорят «нет». Их унижают отказом, а униженных всегда жалко вдвойне.

Вообще, для меня «Женитьба» – история деградации человека. На примере главного героя по мере развития сюжета мы показываем, как одна деградировавшая личность начинает разрушать вокруг себя других людей и постепенно делает их несчастными.

– Вот тебе и комедия…

– А что? Жанр комедии вообще не ограничивает ни автора, ни режиссера. Разве комедия мешает проявлению каких-то сильных чувств, эмоций?

Есть увеселительные спектакли – Куни, Камоллетти, в которых все построено на том, что зритель должен смеяться. Но величие Гоголя, Мольера, Шекспира в том, что они не рассматривают комедию как однозначный жанр. Да, люди смеются. Но всегда интереснее, когда через смех я как режиссер вывожу зрителя на более серьезные, душевные эмоции.

Да, нам хотелось, чтобы в спектакле было над чем посмеяться. Но задача режиссера, на мой взгляд, и вообще театра – не давать ответы или смешить, а задавать вопросы. И если зритель в ходе спектакля найдет ответы, то это и есть тот результат, ради которого можно заниматься театром.

– Вы не впервые работаете с театром имени Горького, ранее вы уже ставили у нас спектакль «Один день из жизни Мордасова», и он был признан лучшей постановкой 2012 года в Приморье. Что заставило вас вернуться в театр?

– Ничто не заставляло. Я просто с огромным удовольствием воспользовался предложением Ефима Звеняцкого поставить еще один спектакль. Я люблю Владивосток, театр Горького и его труппу, получаю удовольствие от профессионализма актеров, от работы с ними.

В процессе переговоров мы с Ефимом Семеновичем обсуждали разные названия и в итоге остановились на «Женитьбе».

– Вы уже ставили «Женитьбу» раньше?

– У меня профессиональный принцип: никогда не ставлю пьесу больше одного раза. В мировой драматургии столько хороших пьес, что не на один век хватит, зачем же повторяться?

– Сценография спектакля довольно аскетична. Это ваше решение?

– На самом деле мы принципиально решили использовать видеоряд для оформления заднего плана, который создает не иллюстрацию, как картина, а атмосферу. И некая аскетичность сценографии – да, это наше с Андреем Климовым, художником, решение. Оно дает возможность показать атмосферу модерна, в этом лаконизме он и заложен. На сцене будет много воздуха, много свободного пространства, поскольку основной акцент в спектакле делается на артисте, а не на декорации. Мы с Андреем Климовым работали над «Одним днем из жизни Мордасова», думаю, и на этот раз сотрудничество будет удачным.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ