​Актеры ощутили, что такое «на дне»

В театре молодежи не удается погасить затянувшийся конфликт. Зарплатный и творческий

26 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3740 (74) от 26 май 2015
ca989f5fceb52cfb21a3d648fbe305a1.jpg

Эксперты краевого общественного совета по культуре пришли на прошлой неделе в театр молодежи не на спектакль. На заседание совета. И было оно по-настоящему бурным. В театре – острейшая конфликтная ситуация, и через несколько часов после начала заседания всем собравшимся стало ясно: спустить ее на тормозах на этот раз уже не удастся.

Повестка заседания экспертного совета по культуре звучала так: «О состоянии дел в театре молодежи».

В зрительном зале собрались не только актеры, чье обращение к президенту России по поводу низких зарплат стало изначальным поводом для очередной серии разборок вокруг театра, но и представители технических служб, чтобы высказать свое мнение и членам общественного совета, и представителям администрации края, и собственно руководству театра, с которым у коллектива не сложились ни творческие, ни рабочие отношения…

Ни зрителей, ни денег

Слова просили актеры Анатолий Мягких, Дмитрий Штанько, Екатерина и Евгения Серебрянские, Александр Волосянко, представители других цехов. Они говорили о том, что за последний год – с того момента, как в театре сменилось руководство (напомним, что «В» писал о том, как департамент культуры отказался подписать новый контракт с бывшим худруком театра Виктором Галкиным), – ситуация не улучшилась.

– У нас уже не 40 процентов наполнения зала, а 10, – сокрушались актеры. – Постановочная часть разрушена: в театре нет главного художника, например. За этот год уволилось более 20 человек. Кроме того, администрация провела сокращение штатов, а после него наши зарплаты уменьшились на пять-семь тысяч… Нам непонятна кадровая и репетиционная политика, система штрафов и начисления доплат. также вызывает недоумение, почему представители творческого коллектива не входят в комиссию по начислению заработной платы (худрук Юрий Гончаров был включен в нее только 20 мая), почему в театре нет худсовета, почему, в конце концов, после всех якобы улучшений мы имеем вместо одного руководителя, как это было при Галкине, сразу четырех: худрука, директора театра и двух его замов – по хозяйственной части и по работе со зрителем. Четыре руководителя, а залы не наполняются, включение в репертуар новых пьес нам не объясняют, ремонт внутренних помещений не ведется.

В словах артистов звучала тревога даже не за собственные зарплаты, хотя и это очень важно, – за будущее театра в целом.

– Мы уже почти на дне, – говорили актеры. – Когда год назад нам назначили и. о. директора господина Красильникова, мы прочувствовали, что бывает, когда театром руководят люди, не знающие о театре ничего… Сегодня нам говорят, что внебюджетные фонды идут на выплаты накопившихся долгов, но ведь эти долги как раз накопились во время работы Красильникова! К профсоюзу руководство не прислушивается, спектакли для детей и юношества – основной наш заработок – не ставятся. Художника в театре нет, его ставку занимает директор и не стесняется писать на афишах: «художник – Адисон Салахутдинов»…

Решение будет. После итогов прокурорской проверки

Слово было дано и представителям руководства театра. Адисон Салахутдинов привел краткую статистику: за четыре месяца театр заработал (имеются в виду внебюджетные фонды, которые театр может тратить на прибавку к зарплате, постановку новых спектаклей и так далее) 4 млн 410 тысяч рублей. Из них на доплаты к зарплате ушло 1 млн 986 тысяч, остальное – на выплаты социальных налогов, оплату ремонта туалетов и сооружение малой сцены, прочие нужды. Из бюджета театр ежемесячно на выплату заработной платы получает 1 млн 900 тысяч рублей. Всего в театре трудятся 103 человека.

Но при этом, как сказали артисты, у кого-то зарплата 11 тысяч (и это объясняют низкими ставками и малой занятостью в репертуаре), а у кого-то – около 60 тысяч. Адисон Салахутдинов признал, что действительно не наладил общение с коллегами. Так, оказалось, что его слова о том, что в театре начисление зарплаты проходит по принципу «сколько раз в месяц вышел на сцену – столько получил», не соответствуют действительности. Подобная схема начисления еще только вводится в работу.

– Вот это и есть одна из ваших проблем, – сказала вице-губернатор Татьяна Заболотная, присутствующая на встрече. – Сотрудники театра не знают, кому сколько и за что начислено, по каким схемам, за что сняты дополнительные выплаты и когда. С людьми надо разговаривать, причем не дожидаясь, когда они придут к вам с вопросами, а первым! Вы занимаете должность по сути менеджерскую, но именно с этим не справляетесь.

Члены общественного совета вникали в ситуацию досконально. Их многое изумляло. Например, то, что в театре нет худсовета, что общение между руководством и членами коллектива не просто не налажено, а фактически отсутствует…

Александр Брюханов, директор Приморской краевой публичной библиотеки, которого прямо во время совета коллектив театра буквально умолял взять на себя обязанности директора, не стал скрывать своего отношения к происходящему. Он напомнил Анне Алеко, руководителю департамента культуры края, что новое руководство для театра молодежи выбиралось в пожарном порядке.

– Я уверен, Анна Николаевна, – сказал Александр Брюханов, – что корни нынешней ситуации кроются в резком нежелании департамента продлевать контракт с бывшим руководителем театра Виктором Галкиным. Уже во время его руководства в театре было множество проблем, но он мог удержать ситуацию. Усугубил положение тот факт, что после его увольнения театр почти год жил без худрука и под руководством и. о. директора.

– Мы пришли к вам не шашками махать, не говорить «ребята, давайте жить дружно», мы пришли действительно разобраться, – сказал глава совета Владимир Пискайкин, – понять, в чем корень проблем, и наметить пути решения. Напомню: рекомендации нашего совета не являются прямыми указаниями для администрации края, но мы надеемся, что к нам прислушаются. Сегодня никакого решения мы принимать не будем. Но в ближайшее время соберемся еще раз. Коллектив театра – поскольку практически все являются членами профсоюза – проведет собрание и выработает свои деловые предложения: что нужно для выхода из кризиса. Эти предложения вы нам представите, мы их учтем. Такие же предложения внесет и местное отделение Союза театральных деятелей. Дождемся также итогов прокурорской проверки, которая сейчас работает в театре. И вот когда у нас на руках будут все факты, все выводы, мы сможем на заседании совета (куда, кстати, я приглашаю и представителей коллектива театра) выработать пакет антикризисных мер – как экономического так и творческого плана. Думаю, к этим нашим рекомендациям администрация края прислушается. Мы все душой болеем за театр и понимаем, что так, как сейчас, продолжаться больше не может…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ