Культпоход во мраке ночи

Очередная музейная акция во Владивостоке завлекала зрителей балами, великосветскими салонами, собаками и кошками

20 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3737 (71) от 20 май 2015
64e42f3ea6f15fb35548b5242c7a4541.jpg

«Ночь музеев», проходящая у нас каждую весну, традиционно лидирует среди подобных культурных акций по масштабам и числу площадок. Однако в этот раз в большинстве случаев организаторы решили ограничиться небольшими, камерными мероприятиями.

Будем жить! И вдохновлять примером…

Темой «Ночи музеев» в музее имени Арсеньева стала фраза одного из героев фильма «В бой идут одни старики» – «Будем жить!». В центральном здании музея ее обыграли особым образом: вниманию зрителя представили одноименную выставку из 28 одиночных портретов и одного группового – на фоне взятого Рейхстага.

Истории изображенных на холстах людей не могли оставить равнодушными никого. Это были портреты воинов, переживших все ужасы войны и вернувшихся к мирной жизни. Художники изобразили своих героев там, где они смогли найти себя уже на гражданской службе: вот известный капитан дальнего плавания, вот известный хирург. Среди прочих два портрета воинов – полных кавалеров ордена Славы и скульптурное изображение Героя Советского Союза Марии Цукановой. Несколько картин, к слову, были написаны в канун 65-летия Победы.

На общем фоне особенно выделяется один портрет: самый молодой из изображенных здесь на холсте ветеранов – Филипп Базюк – прожил после победы всего несколько дней. Он очень рвался домой, но 13 мая погиб, зацепившись крылом самолета за трубу дома в условиях плохой видимости. Конечно же, его портрет был достоин того, чтобы занять место на выставке «Будем жить!».

О войне от первого лица

В соседнем зале на двух скромных стендах разместили фронтовые письма. Их необычность была в том, что авторами (в одном случае) и получателями (в другом) выступили молодые девушки.

Лидии Медведевой (погибла в 1943 году) приходилось собственноручно писать о смерти подруг их родным и близким, изливать душу незнакомым, в сущности, людям, рассказывая о тяжелой доле женщин на войне.

Совсем иначе звучали письма, которые писали маленькой жительнице Владивостока Раисе Коровайкиной: после того как статья об инициированном ею сборе денег на строительство бомбардировщика для фронта появилась на передовицах газет, многие солдаты считали своим долгом написать юной героине из Приморья. Зачастую даже не представляясь, скупыми фразами бойцы пытались донести до девочки свои переживания, делились с ней самым сокровенным.

Живым действием наполнил эту ночь актер Виталий Сизоненко, показавший моноспектакль «Дневник. Записи фронтовика» на основе записей, доставшихся ему в наследство от его педагога Николая Смахтинова. По словам Виталия, сначала он не особенно вдохновился путевыми заметками молодого парня, попавшего на фронт во второй половине войны и прошедшего через всю Европу. Однако со временем его увлек слог автора: описания пейзажей здесь соседствовали с фотографиями, большое внимание фронтовик уделял деталям. Вместе с актером зритель погрузился в мир переживаний молодого человека на войне, в мечтах уносившегося в родные края, к любимой девушке. Так, на многих военных снимках он и его друзья изображены гадающими на ромашке…

Найди котенка… в прошлом веке

Отдельно стоит сказать про дневную, детскую, программу акции. В Музее города (филиал музея имени Арсеньева на ул. Петра Великого, 6) устроили показ в рамках проекта «Сказки с молоком». Актер читал текст русских народных сказок, которые на ходу иллюстрировал художник, а звукорежиссер подбирал для всего этого необычное музыкальное оформление. В итоге благодаря тому, что были подобраны сюжеты не самых известных сказок, публику смогли заинтересовать, пусть в основном родителей. Детям же картинки показались недостаточно яркими.

Зато на чердаке музея ребят ждал приятный сюрприз: для них тут устроили квест «В поисках кошки». На входе они получали указания, за выполнение которых выдавался очередной фрагмент рисунка, и все делалось таким образом, чтобы в результате найти игрушечную кошку. Такой подход к изучению быта прошлого века вызвал у ребят невероятный восторг, и они вместе с родителями облазили в поисках ответов весь чердак.

Бал правили салоны и мастера

В Приморской картинной галерее победная тематика воплотилась в выставочных залах на Партизанском проспекте: здесь исполняли военные песни, фотографировали гостей на фоне репродукции картины Михаила Кугача «После Победы», проводили театрально-литературные перформансы.

В центре «Эрмитаж-Владивосток» (бывший дом Даттана) в формате медиапрезентации показали, как изменятся его помещения в ближайшем будущем. Венчал вечер так называемый малый эрмитажный бал – не такой масштабный, как в настоящем Эрмитаже, зато похожий на те, что в свое время проходили в доме Даттана.

В главном же здании галереи основным центром действия стали салоны: литературно-музыкальный – княгини Шарлотты Борисовны Мещерской и театральный – Генриетты Леопольдовны Гиршман. Для зрителей представили программу на тему творчества Пушкина, показали пьесу Чехова «Медведь», провели артлото.

Интересно, что сотрудники галереи сами активно включились в процесс – нарядились в костюмы XVIII – XIX веков и играли роли гостей в знатном доме.

– Если остальные салоны мы придумали с нуля, то про салон Генриетты Гиршман точно известно, что он существовал на самом деле. Вместе с мужем они собирали ценные произведения искусства – как классические, так и современные на тот момент. В их доме нередко бывали многие известные люди того времени: Станиславский, Бальмонт, Серов. Неудивительно, что на счету хозяйки дома целая галерея собственных портретов, несколько есть и в наших фондах, – рассказала заведующая научным отделом Приморской картинной галереи Наталья Левданская.

Из необычного в этот вечер можно назвать и перформанс «Альбом художника»: приморским мастерам предложили оставить на память рисунки и подписи. Судя по первым его страницам, художники отнеслись к заданию, прямо скажем, с юмором.

Также каждый посетитель мог здесь приобрести конверт с изображением произведения из фондов Приморской картинной галереи – уже тринадцатый. В следующем году такой конверт будет посвящен 50-летию галереи.

Пограничники – за масштабность

Впрочем, прошли в этот вечер в городе и действительно крупные мероприятия. Так, Музей пограничников соорудил перед входом настоящую походную сцену, на которой выступали танцевальные и вокальные коллективы. Кроме того, здесь демонстрировали свое вооружение страйкболисты. Это стало возможным благодаря хорошей организации местной «Ночи…»: обычно страйкболистам носить в городе оружие запрещено, поскольку оно слишком похоже на настоящее.

– Страйкбол дает некоторым из нас возможность перенести компьютерную игру в реальную жизнь, добавив к ней реальные погодные условия и некоторые свои трудности, – рассказал участник команды «Химлиш Гоблин» Дмитрий Склевенко.

Кроме того, показательное выступление устроили кинологи. Любопытно, что собаки здесь были представлены самые разные – от крупных типа восточноевропейской овчарки до совсем крошечных, как чихуахуа. Впрочем, размер четвероногого друга на качество его дрессуры никак не влиял.

Горела роза, и музыка лилась

Помимо музейных «тяжеловесов» работали в эту ночь и площадки поменьше. Например, в Gallery & More можно было поучаствовать в своеобразном обмене винтажными вещами по типу буккроссинга (свободный обмен книгами). А в галерее «Арка» представили видеоработы французского художника Лорана Пернота, темой которых стало управление временем: в ускоренном темпе здесь росли настоящие горы, человеческие лица уподоблялись звездам в галактике, а на полу лежала настоящая роза на фоне горящего на экране пламени.

Обширную программу представили и в центре современного искусства «Заря». Для детей тут провели киносеансы и мастер-классы, а для взрослых – серию лекций и концерт актуальных музыкальных групп.

    

Автор: Антон ВАЛЬТОН, Светлана ЗАДЕРА