Наш человек в Нэшвилле

Студент из Владивостока одержал победу на престижном международном кинофестивале

20 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3737 (71) от 20 май 2015

Абсолютно правы те, кто утверждает, что в приморской столице совершенно особая, кинематографичная, атмосфера. И доказательство тому не только проходящий у нас международный кинофестиваль и фильмы, которые снимают в нашем городе все чаще. Но дело еще и в том, что врожденная киногеничность Владивостока и дующие здесь творческие ветра очень сильно влияют на местных жителей. Да так, что они проявляют свои киноталанты по всему миру, во славу родного города в том числе.

Один из таких людей, Кирилл Дышловой – студент-второкурсник одного из владивостокских вузов, стал победителем конкурса сценариев, который проходил в рамках кинофестиваля в городе Нэшвилле, США.

Все начинается с литературы

Корреспонденты «В» встретились с Кириллом по его возвращении с фестиваля и разузнали подробности.

– Как вы стали участником этого конкурса, Кирилл?

– Начать, наверное, нужно издалека. Год назад я попал в обменную программу университета штата Айова по литературе. В эту программу каждый год набирается десять школьников и студентов-первокурсников из России, арабских стран, США. Все вместе они в течение трех недель участвуют в таком, я бы сказал, глубоком погружении в литературу, в писательский труд. Там проходят занятия по литературному мастерству, теории и практике литературы и так далее. Их ведут преподаватели из разных стран, в том числе из России. Каждый день на протяжении трех недель мы писали эссе, рассказы, обсуждали написанное – это было действительно глубокое погружение в литературный мир, такой толчок к творчеству. Я вернулся окрыленный, с уймой планов и сюжетов…

А уже во Владивостоке совершенно случайно узнал про конкурс: просто нашел в Сети упоминание о том, что на кинофестивале в Нэшвилле проводится конкурс сценариев, в том числе короткометражек. Должен сказать, что таких конкурсов, вообще, проводится немало, но я решил принять участие впервые.

Один из рассказов, написанных во время участия в программе университета Айовы, я переработал в 18-страничный сценарий (на английском языке, разумеется) и отправил в адрес конкурса фестиваля в Нэшвилле. В итоге прошел в финал в своей возрастной категории и меня пригласили на сам фестиваль. Я решил поехать и уже там узнал, что мой сценарий победил.

– Какой же приз полагается за это? Экранизация?

– Ну нет, это было бы слишком хорошо, – улыбается Кирилл. – Но я получил почетный диплом и небольшой денежный приз. И сам факт победы – это очень престижно! Тем более что в составе жюри конкурса были уважаемые в мировой киноиндустрии люди. Их имена, увы, обычному зрителю мало что скажут, потому что это не кинозвезды и не режиссеры, но за экраном их работа очень известна и уважаема теми, кто трудится в этой сфере.

Гордыня лечится смехом

– О чем был ваш сценарий?

– Это небольшая трагикомедия, я бы так сказал. Еще во время работы в литературной программе я понял, что мне вообще нравится этот жанр. Однажды нам дали задание написать сюжет о грехе, и я придумал историю «Клуб «Гордыня», которая и стала потом сценарием. Это история человека, который решает открыть такой клуб… По жанру это не сатира в буквальном смысле слова, но что-то на грани комедии, сатиры и трагикомедии.

– Чем были заполнены ваши дни в Нэшвилле? Вы ходили в кино?

– О, конечно, но не только. Было много общения с людьми, у которых такие же, как у меня, интересы, там царила настоящая творческая атмосфера. Неделя, что я там пробыл, оказалась очень насыщенной: у нас были встречи со сценаристами, представителями киноиндустрии, мастер-классы и лекции.

Больше всего запомнилось общение со сценаристами. С ними было о чем поговорить. Интересно, что они давали иногда диаметрально противоположные советы. Одни говорили: не оглядывайтесь на мейнстрим, на то, что сейчас модно и продается, пишите свое и не изменяйте себе. Другие советовали обратное: учитывайте вкусы зрителей, совмещайте их со своим представлением о кино.

Но и те и другие были согласны в одном: путь сценариста непростой, легко не будет… Собственно, я в этом и не сомневался. Слушал все советы и понимал, что главное – найти свое место. И самое важное, что я давно понимал, а теперь еще раз убедился: нужно трудиться, трудиться и трудиться. Самозабвенно. Не отвлекаясь.

– Вы еще студент, учитесь на журналиста, участвуете в программе по литературе, пишете сценарии… Вы уже как-то определились, какая сфера, какая стезя вам ближе?

– Мне нравится сценарная деятельность, она своего рода перекресток между кино и литературой. Но сказать точно, кем буду через несколько лет, не могу. Может быть, пока и загадывать рано. Думаю, что не перестану писать сценарии, буду отправлять их на конкурсы. Конечно, короткометражки – это сегодня не коммерческое кино, к ним не такой большой интерес у продюсеров, все серьезное происходит в мире полного метра. Но короткометражки – это ступень в развитии, первая ступень. Я это хорошо понимаю.

– А какие у вас литературные и кинопредпочтения?

– Разные… Мне нравятся, я бы так сказал, грустные комедии. А вообще, я люблю независимое кино, но то, которое ориентируется все же на умного, воспитанного зрителя. Сейчас интерес к независимому кино растет. И это радостно.

Справка «В»

Международный кинофестиваль в Нэшвилле, столице штата Теннесси), берет начало с 1969 года. Считается одним из старейших национальных кинофестивалей, а также самым известным фестивалем на юге страны и, по данным Brooks Institute, входит в пятерку важнейших фестивалей в Соединенных Штатах Америки. Ежегодно на кинофоруме в Нэшвилле демонстрируется более 200 фильмов из более чем 40 стран, при этом показы и другие входящие в программу фестиваля мероприятия посещает более 100 тысяч человек.


Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ