Минэкономразвития оценило свободный порт

У экспертов набралось 28 замечаний

20 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3737 (71) от 20 май 2015
4b6d8c6f1362f99d3b8359c9bac6b2a1.jpg

Министерство экономического развития России на прошлой неделе опубликовало экспертное заключение о проекте федерального закона «О Свободном порте Владивостока». Специалисты ведомства подготовили 28 замечаний, дополнений и изменений.

Министерство провело собственные публичные консультации. В них приняли участие представители Торгово-промышленной палаты РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», ряд заинтересованных компаний. В результате были получены отзывы от уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае, ОАО «Восточный порт», а также от Российского союза промышленников и предпринимателей.

Ведомство сделало вывод о наличии в проекте, подготовленном Министерством по развитию Дальнего Востока, «положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов для резидентов». Необходимые замечания направлены разработчиком закона, сделано это во исполнение поручений президента и председателя правительства РФ.

О чем же идет речь? Вот только некоторые замечания экспертов.

На бюджет не рассчитывайте

Предлагаемое в проекте регулирование видов деятельности распространяется на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, получивших статус резидента Свободного порта Владивостока. В настоящее время перечень таких лиц не определен.

К инфраструктуре свободного порта отнесены объекты, расположенные вне ее территории, но обеспечивающие ее функционирование. При этом в качестве источника финансового обеспечения указаны бюджеты – федеральный, краевой и муниципальных образований, что противоречит действующему законодательству. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, содержание зданий и сооружений являются обязанностью собственника данных объектов.

Недостаточно конкретизированы минимальные требования к уровню применяемых резидентами технологий и методов производства и оборудования для соответствующих видов экономической деятельности.

Из предложенной логики положений проекта следует, что указанные требования будут устанавливаться к уровню применяемых технологий. Эксперты считают необходимым исключить эту норму из положений проекта.

Кроме того, по их мнению, необходимо установить исчерпывающий перечень требований к резидентам Свободного порта Владивостока.

Что касается постоянно действующего высшего коллегиального органа управления свободного порта – наблюдательного совета, то ряд его полномочий эксперты считают нецелесообразными – к примеру, по координации и контролю работы федеральных органов и муниципальной власти.

Не учтено международное право

Проектом не предусматривается установление процедуры пролонгации соглашений об осуществлении деятельности, которая, по мнению Минэкономразвития, должна быть установлена в упрощенном порядке.

Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по определению перечня иностранных авиационных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Свободного порта Владивостока. При этом, отмечают эксперты, в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации (заключена в Чикаго 7 декабря 1944 года) каждое договаривающееся государство обязуется не вступать ни в какие соглашения и не получать любой исключительной привилегии от другого государства. Таким образом, получается, что некоторые положения проекта противоречат нормам международного законодательства в области гражданской авиации и тем самым требуют исключения из будущего закона.

В соответствии с проектом иностранные граждане, находящиеся в качестве пассажиров воздушных судов, прибывающих в Россию через международный аэропорт Владивостока, или пассажиров морских судов, заходящих в наши порты, вправе осуществлять въезд и пребывание на территории РФ без оформления виз. Однако это противоречит целому ряду федеральных законов и поэтому невыполнимо.

Кто оценивает репутацию медиков?

Непонятна экспертам и формулировка о международной медицинской организации: «Иностранное юридическое лицо, осуществляющее медицинскую деятельность по праву иностранного государства в течение 10 и более лет, предоставляющее широкий комплекс качественной медицинской помощи и обладающее положительной репутацией». С учетом каких критериев оценивается положительная репутация и наличие широкого комплекса качественной медицинской помощи? Это, как отмечено в замечаниях, разработчику законопроекта необходимо уточнить. Кроме того, проект не содержит положений, устанавливающих орган, который уполномочен осуществлять аккредитацию иностранных медицинских организаций, а также требований, которым они должны соответствовать.

Минэкономразвития считает также необходимым дополнить часть статей будущего закона по конкретизации системы налогообложения.

По мнению экспертов, неясным является также определение «лучшей практики для осуществления контроля в пунктах пропуска соответствующими контрольными органами стран Азиатско-Тихоокеанского региона». Кем будет осуществляться оценка лучших временных практик осуществления контроля в пунктах пропуска и в каком порядке? Все это разработчику необходимо конкретизировать.

Эти и другие дополнения и предложения должны быть отражены в проекте закона.

Кстати

14 мая заместитель министра экономического развития РФ Александр Цыбульский подписал соглашение об управлении особой экономической зоной (ОЭЗ) промышленно-производственного типа, созданной на территории Владивостока. Документ разработан для обеспечения успешного функционирования ОЭЗ и подписан между Минэкономразвития и акционерным обществом «Владивосток Индастриал Сервис» (АО «Владис»).

Предмет соглашения – обеспечение создания объектов инфраструктуры ОЭЗ во Владивостоке и управление такими объектами.

Этим документом также определены функции управляющей компании, права и обязанности сторон, порядок создания, содержания и эксплуатации объектов инфраструктуры ОЭЗ и порядок осуществления контроля за деятельностью управляющей компании.


Автор: Николай КУТЕНКИХ