Корабелы не верят в утопленников
Что означают и к чему приведут закулисные игры с «Мистралями»?
История с десантными вертолетоносными кораблями-доками (ДВКД) «Владивосток» и «Севастополь» (типа Mistral), которые построила Франция для Тихоокеанского флота России, обрастает странными легендами и слухами.
Очередную бредовую мысль озвучила популярная и уважаемая французская газета Le Figaro. В случае расторжения контракта между Москвой и Парижем журналисты Пятой республики предложили… затопить «Мистрали». Сделать что-то вроде искусственных подводных рифов в тропических океанских водах. Обсуждаются также варианты разборки вертолетоносцев на металлолом, демонтажа и утилизации.
Все эти идеи звучат как бред, даже для такой богатой страны, как Франция, это слишком дорогостоящий проект. Ведь только особая сталь, которую использовали для создания прочных корпусов, палуб и переборок, приблизится к цене золота. А ведь еще надо будет вернуть России авансовый платеж за постройку «Мистралей» в размере 1,2 млрд евро да. Да и неустойка в договоре прописана...
А здравый смысл спросить забыли?
За комментарием «В» обратился к Константину Сиденко, экс-командующему ТОФ и Восточным военным округом, адмиралу запаса, кандидату технических наук.
– Французские партнеры вряд ли станут топить изготовленные для России вертолетоносцы «Мистраль». Глупое, дорогое и бессмысленное занятие, – уверен флотоводец. – Впрочем, даже западные газетчики оговорились, что их затопление покажет неуважение к местным корабелам и отсутствие здравого смысла у правительства. Подобное можно сказать и по поводу разделки «Владивостока» и «Севастополя» на металл.
Поэтому, скорее всего, Париж будет искать иные варианты использования «Мистралей».
Франции и ее западноевропейским союзникам новострои вряд ли пригодятся в обозримом будущем (на вооружении французских ВМС «Мистрали» уже есть). Держать вертолетоносцы у причальных стенок в ожидании какой-либо наступательной морской операции сил НАТО нерентабельно: их ежедневное обслуживание обходится слишком дорого.
Остается только вариант с продажей какой-либо третьей стране. Но кому они нужны? У США есть свой авианесущий и десантный флот. Авианосцы и корабли по доставке десанта в меньшем количестве имеются у Китая, Индии, Британии. Есть еще несколько государств, которые могли бы заплатить необходимую сумму, но в соответствии с их оборонными морскими доктринами рассчитывать на продажу Париж пока не может.
– Константин Семенович, а России они нужны?
– По большому счету и у нас нет надобности в них. Военно-морской флот России предназначен для обороны побережья России и для осуществления миротворческих миссий на дальних океанских просторах.
– А будут ли они нести угрозу нашей стране, если корабли купит какой-нибудь недруг?
– В принципе такая угроза может существовать, но, думаю, вооруженные силы нашей страны в состоянии этому эффективно противостоять.
Время «Мистралей» уходит
«В» считает, что при любом раскладе Франция несет материальный и моральный ущерб от невыполненного контракта. А вообще-то, время крупных кораблей уходит в прошлое. На смену линкорам и авианосцам приходят ракетные корабли и подлодки. Поэтому и нет ни у кого интереса к «Мистралям». Даже если покупатель на них найдется, то французским корабелам придется демонтировать все российское оборудование. А это тоже затраты. Останется только пустой внутри корпус, который вновь придется насыщать оборудованием.
И еще один вариант. Через какое-то время Париж может пойти на попятную и захочет передать вертолетоносцы Москве. Вот только Россию это уже вряд ли устроит.
Слишком шикарный подарок океану
То, что вертолетоносцы «Владивосток» и «Севастополь», построенные для России, могут утопить, российские корабелы считают абсолютно пустыми разговорами.
– Топить их точно не будут, скорее, утилизируют, если не смогут продать, – считает Ефим Краснянский, много лет руководивший одним из основных цехов судоремонтного предприятия ОАО «ХК Дальзавод» во Владивостоке. – Чтобы хоть какие-то деньги выручить. Хотя стоимость готового корабля и металла, из которого он построен, – суммы несопоставимые. Даже с учетом того, что для судостроения используется особая сталь, с улучшенными характеристиками, потому достаточно дорогая.
По некоторым данным, доступным в открытых СМИ, корабль класса «Мистраль» весит почти 24 тысячи тонн. По самым приблизительным подсчетам, на корпус одного такого корабля (200 м в длину и 32 м в ширину) уходит металла на сумму около 15 млн долларов. Ранее сообщалось, что Франция готова вернуть России в качестве отступных от 1,1 до 1,5 млрд евро.
Досье «В»
Десантные вертолетоносные корабли-доки «Владивосток» и «Севастополь» планировалось разместить в Приморье. Корабль класса «Мистраль» способен выполнять сразу четыре задачи: десантировать на сушу (необорудованный берег) воинские части, принимать и нести на борту боевые и транспортные вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем.
На корабле могут одновременно располагаться усиленный батальон морской пехоты с техникой, тяжелым вооружением и боеприпасами численностью до 450 человек (кратковременно до 900 «черных беретов») и до 16 вертолетов, а также катера или амфибии. Верхняя палуба каждого «Мистраля» готова принять восемь ударно-разведывательных машин приморской сборки от завода «Прогресс» Ка-52К «Аллигатор» и восемь военно-транспортных или спасательных Ка-29 казанской сборки.
Сами корабли оснащены ракетным, зенитно-ракетным, артиллерийским и противолодочным оружием, которое само по себе является грозной силой. Они могут действовать в одиночном плавании, в составе морских групп или целых эскадр. Зона плавания практически не ограничена.
В прошлом году Владивосток посетил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу. Он совершил поездку в расположение бригады надводных кораблей ТОФ в бухте Улисс. Именно здесь готовились поставить вертолетоносцы для постоянного базирования. Для этого силами военных строителей все еще возводится причальная стенка и необходимая инфраструктура. Но, похоже, база будет вынуждена принять другие надводные корабли – уже российской постройки.
Справка «В»
Читателям газеты будет интересно узнать, что в мировой практике уже бывали случаи, когда кораблестроительные компании по указу правительства своей страны не возвращали заказчикам построенные корабли. Причем все начиналось именно с России.
Из-за разгоревшейся Крымской войны в 1854 году Великобритания конфисковала два строившихся для нашей страны винтовых корвета – «Витязь» и «Воин». Им дали английские названия, посадили на них британские экипажи и отправили в Черное море воевать с Россией.
Накануне Первой мировой войны подобным образом поступила уже Германия. В 1912 году она не отдала построенные для Тихоокеанского императорского флота крейсера «Муравьев-Амурский» и «Адмирал Невельской», которые должны были нести службу во Владивостоке. Корабли опять же переименовали, они участвовали в боевых действиях против российского флота на Балтике.
Британия, кстати, не вернула заказчику и самые крупные к моменту начала Первой мировой войны дредноуты. Их заказала Османская империя, оставшись без кораблей и заплаченных наперед денег. По тоннажу те дредноуты можно сравнить с нынешними «Мистралями», хотя вооружение и их функциональное значение совсем разное.
Были похожие истории и в недавнем прошлом. Так, французы не отдавали Израилю ракетные катера, итальянцы не вернули целый десяток фрегатов и корветов Ираку, а американцы поступили подобным образом с заказом для Ирана.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, Татьяна ЯРМОЛЕНКО