А зори здесь по-прежнему тихие… Но другие

К юбилею Победы на экраны страны вышел новый фильм «А зори здесь тихие…». Накануне всероссийской премьеры во Владивостоке, в кинотеатре «Океан», прошел показ картины для ветеранов войны и прессы.

6 май 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3730 (64) от 6 май 2015

Да, докатилась волна ремейков и до классики советской военной прозы и военной кинематографии… Оставим за скобками в данном случае разговоры в русле: «Неужели кончились оригинальные сюжеты, зачем переснимать уже один раз отлично снятое?». Это большая и отдельная тема. Но, скажу честно, памятуя, во что «ремейщики» превратили «Кавказскую пленницу», к примеру, я шла в кинозал с большим волнением. Не так много сегодня, увы, снимается в России фильмов «для массового зрителя», в которых доля пошлости не зашкаливала бы за все предельные значения. Признаюсь, читатель, я очень боялась, что выйду из кинозала расстроенной. И потому мне особенно приятно сказать: нет, фильм не расстроил и не разочаровал.

Режиссер Ренат Давлетьяров, актеры Петр Федоров, Анастасия Микульчина, Женя Малахова, Агния Кузнецова, Софья Лебедева, Кристина Асмус и другие, а особенно сценаристы Юрий Коротков, Артем Виткин обошлись с легендарной повестью Бориса Васильева и легендарной же двухсерийной лентой Станислава Ростоцкого в целом бережно и, можно сказать, с уважением. Хотя есть, конечно, то, что царапнуло, и царапнуло сильно.

Главных претензий к сценаристам две. Первая: упрощение, если так можно выразиться, образа старшины Васкова. Он стал просто малообразованным, но душевным мужиком, дослужившимся до своего потолка. И немного не хватает того Васкова, которого вывел в своей повести Борис Васильев: снаружи – службист и буквоед, а душа – огромная, светлая…

Однако актер Петр Федоров играет так хорошо, что это упрощение понимаешь и осознаешь лишь местами, когда в каких-то эпизодах не совсем понятно, почему Васков поступил именно так, а не иначе (к примеру, те, кто читал и смотрел оригиналы, знают, почему в поиск он взял Галю Четвертак, а в версии 2015 года это совершенно непонятно и нелогично). Васкова Петра Федорова даже не хочется сравнивать с Васковым Андрея Мартынова: они оба «изображены», сыграны отлично, точно, не возникает никакого чувства, что Васков образца 2015 года – искусственный, ненастоящий. Ничего подобного. И это важно.

Вторая претензия к сценаристам лично у меня – это внесение изменений в рассказы о судьбах Сони, Гали, Лизы, Риты и Жени. Возможно, они как-то и оправданны, но… В повести Бориса Васильева застава, которой командовал лейтенант Осянин, держалась и оборонялась неделю. Это важная, действительно важная деталь, которую нельзя было менять. Станислав Ростоцкий просто оставил ее за скобками, а вот в фильме 2015-го показано, как заставу фашисты уничтожают буквально за минуты. И хотя это, наверное, исторически более точно, остается горький осадок…

Стоит заметить, что эти претензии никак не перечеркивают достоинств фильма. Актерские работы великолепны, фильм – при всей трагичности сюжета – красивый, операторская работа очень хорошая.

Да, лента более динамична, чем фильм Ростоцкого, да, клиповая стилистика стала уже основой любого, пожалуй, современного кинофильма, да, крови в этой версии показано куда больше, чем в картине советских времен, но это оправданно и ясно. Иначе и быть не могло. Ведь лента рассчитана на то, что ее будут смотреть молодые люди, а уж к чему-к чему, а к тоннам кетчупа на экране, к быстрым сменам планов, к сюжету, который развивается моментально, они привыкли. Им ясно и привычно такое кино. И то, что Ренат Давлетьяров сумел в своей ленте все требования современности очень гармонично соединить с сохраненным сюжетом, замечательно. Как и то, что в картине есть мысль, есть мораль – та же самая, что и в повести, и в фильме 1972 года. Это важнее всего. Фильм трогает за душу, заставляет переживать, заставляет думать – и нет ничего важнее.

Так что не бойтесь – пойдите и посмотрите новую картину «А зори здесь тихие…». Она не разочарует.

Перед показом фильма слово было предоставлено Юлии Васильевой, ветерану Великой Отечественной, бывшему директору кинотеатра «Уссури». Юлия Михайловна воевала в войсках связи, и ее воспоминания, возможно, создали в зале совершенно особую атмосферу.

– Мы, подростками вошедшие в войну, не знали самого, возможно, счастливого периода в жизни – юности. У нас сразу после детства была война, а потом – взрослая жизнь, – сказала Юлия Васильева.

Фильм «А зори здесь тихие…» напомнит зрителям, за что отдало свою юность поколение Великой Отечественной. 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ