Если бы я оказался на той войне, не поздоровилось бы фашистам…
Школьники Владивостока рассказали, что бы они делали, если бы оказались в военных сороковых
Это была действительно авантюрная идея – предложить современным детям «забросить» себя, пусть в фантазиях, в реалии Великой Отечественной войны. Поясню: редакция, вдохновленная сюжетом фильма «Мы из будущего», задумала выяснить у наших, владивостокских, школьников, а как бы они поступили на месте героев кинокартины.
Если кто-то не в курсе, тоже поясню: по сюжету фильма четверо парней из нашего времени (так называемые черные археологи, промышляющие нелегальными раскопками в местах, где шли кровопролитные сражения Великой Отечественной) мистическим образом попадают в 1942 год, в самое пекло войны…
*****
Они могут быть только героями!
Я помню то, что помнить не могу.
Такая с памятью моей
Случилась штука –
Я помню, как стреляю по врагу,
Вокруг меня огонь, и дым, и мука…
(Артур Хачатрян, 11-й класс)
Примечание: здесь и далее мы представляем отрывки из школьных сочинений.
Авантюризм же, как выяснилось, заключался в том, что даже взрослые по большому счету не могут представить себя в сложнейшей (война все-таки!) ситуации и ответить, самое главное честно себе ответить: а что бы сделал я? Пошел бы воевать, потому что иначе нельзя? Или все-таки поддался бы инстинкту самосохранения? А мы потребовали такого ответа от подростков…
Но что получилось, то получилось. Дети, подростки, они ведь в собственном сознании уже герои. По определению. И в подавляющем большинстве своем не умеют лукавить. К счастью.
Без страха, без оглядки
Скажу сразу и честно: усвоенная школьниками с начальных классов форма подачи своих (или не своих) мыслей с обязательным обращением к литературным произведениям, с равнением на книжные персонажи, на героев войны, – одним словом, классическая подача школьного сочинения на твердую «пятерку» – это было не совсем то, чего мы ждали. Но без этого, к сожалению, не обойтись.
К счастью, в рамках этой вызубренной формы нашлось достойное место ребячьей фантазии. Практически все, кто решился рассуждать на такую сложную тему, признались, что, окажись они на той войне, в стороне бы не остались…
*****
«Я бы могла служить в войсках. Могла бы палить из оружия, может быть, даже танкистом или пилотом. Я могла бы работать, брать ответственность за осиротевших детей, пытаться накормить их, а зимой согреть».
(Надежда Игнатьева, 11-й класс)
*****
«Я бы помогал взрослым: добывал бы информацию, нужную для наших войск, с партизанами устанавливал бы мины, устраивал засады врагам…».
(Ярослав Зимин, 6-й класс)
*****
«Ради нанесения наибольшего урона врагу я сознательно бы направлял подбитый или горящий самолет на скопление живой силы и техники противника. А если бы был бой, то шел в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждал именно этого момента – без страха, без оглядки».
(Хусейн Гамаев, 6-й класс)
Что ж, мы убедились еще раз (вспомнив и самих себя юными): вне зависимости от времени, исторической эпохи, увлечений и информационного фона все дети в своих фантазиях представляют себя героями. В общем, как написал один из мальчишек, «если б я оказался на той войне, не поздоровилось бы фашистам на нашей земле!».
Что показательно, нынешнему юному поколению не откажешь в практицизме. Например, некоторые отметили, что заслуженно ждали бы и признания своего героизма:
*****
«За свою отвагу, за проявленный героизм мне хотелось бы получить медаль. После войны я хотела бы стать полковником медицинской службы, чтобы показать своим подчиненным, как нужно спасать свою Родину и бороться за каждую человеческую жизнь».
(Екатерина Козак, 6-й класс)
Смог бы я? Не знаю…
И все же немногие высказали сомнение: хватило бы у меня смелости? Смог бы я? Выдержал бы?
*****
«Смог бы я выдержать пытки и не изменить Родине? Смог бы я вытащить товарища из-под огня или броситься под пулеметную очередь, чтобы спасти взвод, как это делали настоящие герои и патриоты? Не знаю. Наше поколение, к сожалению, очень далеко от всего этого. Но хочу верить, что в трудный для Родины час я смогу выстоять. Я патриот. И если б мне приказали умереть, я бы умер. Если б от меня требовалось работать до двенадцати часов у станка до изнеможения, я бы работал».
(Егор Данилов, 10-й класс)
Встречаются и вовсе печальные мысли о современном поколении, которое по всем статьям проигрывает поколению героических прадедов.
*****
«Люди добровольцами шли на фронт, чтобы защищать Родину. Они ждали разрешения днями, неделями… А сейчас? Я просто уверена, если б объявили сейчас о войне, люди просто бы бежали сломя голову с криками: «О, нет! Только не меня! Я хочу жить!»
(Мария Ерочкина, 9-й класс)
Я чувствую ту боль и ужас
Здорово, что некоторые юные авторы решились отступить от классических канонов сочинения, показав себя настоящими беллетристами.
Настя Белашова выбрала жанр дневника: подробно, буквально с почасовым интервалом, она попыталась описать ужасы войны, какими они ей видятся.
У десятиклассницы Даши Романовой получилось самое настоящее эссе, в котором она пулеметчица и на ее глазах гибнут лучшие подруги.
Шестиклассник Миша Катеришич, описывая свое военное детство, представляет себя рабочим: вместе с другими детьми он изготавливает пулю за пулей «с надеждой, что она убьет какого-нибудь фашиста», детали для танков и самолетов, «надеясь, что они выдержат любой удар».
Захватывающий рассказ получился у десятиклассницы Маши Питты, на несколько страниц, и они, поверьте, читаются на одном дыхании. Маша повествует о боевых буднях разведчицы, в которой без труда угадывается она сама. Рассказывая о кошмаре войны, она, не впадая в патетику, попыталась передать свой страх и боль:
«Я не могла ничего разобрать в бесконечной какофонии из криков солдат, приказов капитана и пулеметных очередей… Мы бежали в глубь леса, запинаясь о корни деревьев и комья земли. Я даже не понимала, куда мы бежим, в моей голове с каждым стуком сердца билась одна единственная мысль: я должна выжить! Я уже не могла думать об отряде, о врагах, бегущих по пятам, и уж тем более о задании. Меня волновала лишь моя жизнь!» Согласитесь, очень ярко. И очень честно.
Я точно знаю, когда наступил мир
А кто-то видит себя на той войне исключительно наблюдателем: «На заводах изготавливали оружие к танкам, самолетам. И я бы с удивлением на это смотрел. Но мы не отступали. Было много раненых, медики забирали и лечили их».
Шестиклассник Ярослав Зимин, если бы была возможность, захватил бы с собой в прошлое самое необходимое – гаджеты: «Я бы смог принести больше пользы. Я старался бы поднять людям настроение шутками и веселыми рассказами. Мне было бы легче, чем им, ведь я точно знаю, когда наступит мир…»
…Тридцать лет тому назад, к 40-летию Победы, другое поколение тоже писало сочинения о войне. Мы писали о том, что если бы мы оказались на той войне (просто так, гипотетически, без всяких мистических провалов во времени или временных петель – такие идеи тогда никому и в голову не приходили), то хотели бы найти в себе силы и мужество поступить так, как поступили молодогвардейцы, как поступили Леня Голиков, Валя Котик и другие комсомольцы и пионеры-герои. Ведь мы знали их биографии наизусть. Мы писали о своей готовности к подвигу, будучи уверенными, что нужды в этой готовности не будет. И не смели даже выразить сомнение в том, что будем смелыми. В основной своей массе. Мы писали про боль и ужас войны, но подвиг всегда был в приоритете.
Нынешние школьники тоже идут по проторенному пути. В основной своей массе. Однако, на мой взгляд, это поколение по сравнению с нашим более честное. Или просто современные дети, увы, уже явственно осознали, что мирная жизнь: беззаботное детство, любящая семья, крутые достижения цивилизации, ночная тишина за окном, вкусняшки и сладкая газировка – все это не столь уж и незыблемо? Вот это-то по-настоящему и страшно, потому что очень похоже на пугающую временную петлю…
P.S.
Авантюризм нашей затеи заключался еще и в том, что у нас на руках оказались десятки сочинений (ярких детских откровений), которые заслуживают большего, нежели простое раздергивание по кусочкам на цитаты. Поэтому наиболее интересные творческие работы наших смелых школьников, знающих и помнящих о той войне, мы опубликуем в последующих номерах «В».
Автор: Анжелина ШИЛАН