Сила норматива – в его исполнении

Может ли энерго- и теплоснабжение города быть экологичным?

29 апр. 2015 Электронная версия газеты "Владивосток" №3727 (61) от 29 апр. 2015
73f6bc6cf7c509532ac1ed1d30cf14d4.jpg

Во Владивостоке завершается отопительный сезон – тот самый период, по которому энергетики сверяют часы, планируют графики работ, координируют действия и т.д, этакий «гегемон» среди процессов, обеспечивающих комфортную жизнь города.

Процесс трудоемкий, комплексный: перед специалистами ставится задача не только пустить тепло в дома, но и сделать это качественно, не навредив ни людям, ни экологии. Как добиться такого результата? За ответами корреспондент «В» обратился в МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей».

Добрая традиция

Предприятие занимается эксплуатацией мощного теплохозяйственного комплекса: это и центральные тепловые пункты, и насосные станции, и трубопроводы. Одних котельных в ведении организации более 70 – от крупных, отапливающих целые микрорайоны (5-я и 61-я котельные), до малых, обслуживающих один-два дома.

Приходится иметь дело с опасными производственными объектами: котлами, насосами, баками горюче-смазочных материалов. Не сбрасываем со счетов крупный парк спецтехники: экскаваторы, краны, подъемники и прочее.

Важный показатель – эффективность работы. Стабильное прохождение отопительного сезона – без крупных аварий, сбоев, отключений и тем более несчастных случаев – вошло в добрую традицию предприятия. Горячие батареи стали нормой для жителей Владивостока.

Важно, что при этом МУПВ «ВПЭС» справляется и с другой задачей – уделяет огромное внимание экологической и промышленной безопасности, а также охране труда на предприятии. Сотрудники скромно комментируют: нужно просто соблюдать все нормы, установленные государством, за чем следят многочисленные надзорные органы. Однако за этими словами скрывается большой труд и профессионализм.

Мелочей не бывает

В МУПВ «ВПЭС» создано управление промышленной и экологической безопасности – УПЭБ. Его специалисты не допускают никаких погрешностей в эксплуатации оборудования, нарушений техники безопасности. Отрабатывают ситуацию еще на «нулевой» стадии, то есть задолго до проверок надзорных органов.

– Наш приоритет – это жизнь человека, – отмечает Александр Калмыков, руководитель УПЭБ МУПВ «ВПЭС». – В эксплуатации предприятия имеются опасные производственные объекты. У каждого оборудования в зависимости от профиля есть определенные характеристики – по температуре, давлению, емкости. Если хоть одна из них превышает показатель безопасности, то оборудование автоматически становится опасным производственным объектом и требует особого внимания. Например, склады горюче-смазочных материалов, если они превышают объем в тысячу тонн, автоматически переходят в этот разряд.

Отопительный период для сотрудников УПЭБ, пожалуй, самое напряженное время. Необходимо провести обследование всех котельных, ведь одновременно с окончанием отопительного сезона начинается подготовка к следующему и уже на старте нужно иметь представление о том, какие показатели подтянуть, что исправить, что заменить, а что оставить как есть.

– Люди, которые изо дня в день работают с одним и тем же оборудованием, могут в трудовых хлопотах не заметить мелкий недочет, – объясняет Александр Калмыков. – А мелких недочетов на производстве не бывает. Любая погрешность, если дать ей время, может превратиться в серьезную угрозу. Поэтому мы осуществляем постоянный качественный контроль за всем – от наличия мыла в душевых до огнетушителей, исправности термостатов, средств защиты, касок, жилетов и прочего.

В УПЭБ занято около 20 сотрудников. Они осуществляют контроль по четырем основным направлениям – по промышленной, экологической, пожарной и трудовой безопасности. Управление компактно и мобильно. Это позволяет нам за одно посещение объекта проверить на нем весь комплекс профильных направлений, – подчеркивает руководитель УПЭБ.

Экология по норме

В процессе производственной деятельности предприятия образуются отходы, выбросы и сбросы, подлежащие нормированию. У разных подразделений предприятия они свои, специфичные. У котельных – зола, у наружного освещения – ртутные лампы и т.д. Отходы, которые определены как опасные, хранятся согласно всем правилам на специализированных площадках в емкостях и контейнерах в течение шести месяцев, после чего утилизируются предприятиями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Законный вопрос: возможно ли в принципе равновесие между развитием промышленности и экологией? Людям нужен чистый воздух, но им также нужны горячая вода, отопление, электричество и т.д. Где проходит та граница интересов, чтобы и природа была невредима, и батареи – горячими.

Ответ прост: эту границу давно определило государство. Она закреплена в виде многочисленных норм законодательства и СанПиНов.

– При соблюдении всех правил, постоянном контроле и учете всех факторов загрязнения соблюдается равновесие интересов предприятия и экологической сферы, – говорит Александр Калмыков.

Чтобы соблюсти паритет с природой, в МУПВ «ВПЭС» имеется обширная программа мероприятий. В целом они касаются двух направлений. Первое – работа с действующим хозяйством, его мониторинг, модернизация, реконструкция. Второе – работа на будущее. Так, любой проект новой котельной, ЦТП, насосной станции, даже траншеи трубопровода проходит экологический аудит. Постоянно проводится мониторинг окружающей среды в местах действия всех подразделений МУПВ «ВПЭС».

Робот-кочегар

Большой экологический эффект дает обновление оборудования. Сейчас МУПВ «ВПЭС» ведет масштабное переоборудование котельного хозяйства («В» писал об этом подробно в номере за 25 февраля). Многие профильные объекты были построены еще в 1970-х. Сегодня они устарели не только технически, но и морально, и по экологическим показателям.

– В ведении предприятия находится более 70 котельных. На них приходится самый большой процент негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду, – рассказывает Александр Калмыков. – Тем не менее каждый объект имеет разрешение на эксплуатацию, значит, не превышает норм предельно допустимых выбросов. Если этот показатель превышается, то на объекте в обязательном порядке устанавливаются дополнительные фильтры либо принимаются иные меры.

Но каково это – перебрать старый котел на современный экологический лад?

– С любым оборудованием, несмотря на его возраст, можно «договориться», привести его в соответствие требованиям, которые предъявляет действующее законодательство, – утверждает Анна Гончарук, инженер по охране окружающей среды. – Здесь помогают современные техсредства. Есть фильтры газоочистки. Есть защита «Циклон», способная улавливать частицы сажи и неорганическую пыль.

Более того, вместо котельных старого образца появляются термороботы. Они заступают на работу в основном в экологически чистых зонах, санаториях, где любые промышленные выбросы в принципе нежелательны. На вид терморобот – это стандартный 20-футовый контейнер, от которого не исходит ни дыма, ни пара. Раз в три дня рабочие засыпают туда уголь. Остальное время устройство полностью автономно: следит за температурой наружного воздуха, контролирует подачу топлива.

– Люди от незнания иногда даже жалуются, – говорит Александр Калмыков. – Говорят, разве это котельная – ни трубы, уходящей в небо, ни черного дыма. Привыкли: раз котельная, то кочегарка. А ведь терморобот мало того что эффективен экономически, но еще и по экологии работает чисто. Робот-кочегар сжигает топливо рачительно, до последней крошки.

Добавим к этому, что предприятие в своей работе действует по принципу: если что-то взял у природы, то обязательно отдай что-то взамен. Как лесорубы, забирая у леса одно дерево, сажают два саженца, так и МУПВ «ВПЭС» за все загрязнения перечисляет государству экологические платежи, которые затем пополняют казну государственных экопроектов.

Кто не рискует, тот профессионал

Мир между природой и человеком возможен. Но как уберечь самого человека, рабочего, рядом с которым насосы, котлы, электроустановки, высокое давление, напряжение и прочее?

МУПВ «ВПЭС» в своем составе имеет пять производственных предприятий с полной структурой. Всего 95 производственных подразделений и участков. Больше половины из них эксплуатирует опасные производственные объекты.

– Люди у нас не рискуют, – подчеркивает Константин Бакланов, начальник отдела охраны труда МУПВ «ВПЭС». – При соблюдении всех правил человек не подвергается опасности.

Вопрос в том, что человек должен быть полностью подготовлен. Профессионал досконально знает не только теорию и практику своего дела, но и технику производственной безопасности.

– Работа у нас ведется в соответствии с нормативно-правовыми актами, – отмечает Константин Бакланов. – Я вас уверяю, что прописанных в них правил более чем достаточно, чтобы человек на производстве был защищен. Просто правила нужно знать и соблюдать. Все, что положено по закону, выполняем на сто процентов. Разработан порядок обучения персонала в зависимости от его должности и квалификации. В прошлом году нас проверяла Рострудинспекция – не нашла ни одного замечания. Но главный показатель – сохранение жизни и здоровья людей. Вот ради чего мы стараемся.

Таков закон

В отделе охраны труда корреспондент «В» обнаружил механизированный манекен, который на поверку оказался реанимационным тренажером «Максим-2».

– Готовимся к соревнованиям «Лучший по профессии», – объясняет Константин Бакланов. – Все сотрудники уже прошли курс оказания первой медпомощи. А тренажер – для повторения и лучшего усвоения знаний.

Сотрудникам предлагается «оживить» «Максима Второго» – провести ряд реанимационных мероприятий в определенной последовательности: проверить пульс, установить правильное положение головы, сделать непрямой массаж сердца и т.д. В случае правильных действий на табло зажигается зеленый индикатор. В противном случае – красный.

Выходит, сотрудники «ВПЭС» способны не только сами себя защитить, но и могут помочь людям, которым стало плохо, до приезда «скорой помощи».

– Мы проводим обучение наших сотрудников в рамках нормативно-правовых документов, – скромно замечает начальник отдела.

Вот уж точно, сила нормативов – в их исполнении.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ