Как дирижер победил боксера
Когда творческий человек делает выбор, главное потом – не разочароваться
Тихоокеанский симфонический оркестр 19 апреля отметил 80-летие. Уже год им руководит заслуженный артист России Анатолий Смирнов.
Весной прошлого года известие о том, что Тихоокеанский симфонический наконец-то обрел главного дирижера и художественного руководителя, стало сенсацией: последние четыре года этот некогда великолепный коллектив существовал без творческого руководства и переживал самый настоящий кризис. Ходили даже слухи, что ТСО просто ликвидируют. И вдруг – новый главный дирижер!
И вот прошел год, отгремел юбилей, и Анатолий Смирнов подводит первые итоги…
Оркестр жив. И здорово играет!
– Анатолий Павлович, вы приехали во Владивосток на должность главного дирижера балета в Приморский театр оперы и балета. Как вы решились взяться еще и за руководство Тихоокеанским симфоническим? Ведь многие были уверены, что оркестр умирает.
– Да? А я не знал. Видите, как полезно не знать местной кухни. Приехав во Владивосток в качестве приглашенного дирижера, я исполнил с оркестром концертную программу в рамках открытия года культуры. Концерт прошел на большом творческом подъеме и вызвал интерес у слушателей. И когда объявили конкурс на должность главного дирижера, мне поступило предложение принять участие. Остальное вы знаете…
В эти дни оркестр отмечает 80-летие. Коллектив здесь очень крепкий, прошедший огромный путь и имеющий большой опыт работы.
Что касается проблем. Да, они есть: оркестр не укомплектован, нет необходимых инструментов, маленькие зарплаты, отсутствует жилищный фонд. Но вместе с руководством филармонии мы активно работаем над их решением.
– Чего удалось добиться за год, а чего хочется?
– Удалось объединить коллектив, провести конкурс на вакантные места в оркестре, ввести абонементы на концерты ТСО. По результатам конкурса пришли молодые музыканты, вернулись те, кто уходил по разным причинам. Качество звучания выросло. Расширился репертуар. На многих наших концертах полные залы, многие номера бисируются. За этот год мы исполнили четыре симфонии Чайковского, к юбилею великого композитора исполним все. Исполняем цикл «Все симфонии Моцарта»: уже сыграли 12 из них. Прекрасно сыграли Четвертую симфонию Бетховена, симфонию ре-минор Франка, Неоконченную симфонию Шуберта и многие другие программы. И сыграли здорово!
Вместе с вокалистами филармонии в концертных программах оркестра выступают и студенты Дальневосточной государственной академии искусств.
Наш репертуар обогатился новыми интересными проектами: мы осуществили постановку в полуконцертном варианте оперетты «Летучая мышь» и мюзикла Вальтера Колло «Американская любовь».
15 мая пройдет концерт, где с ТСО выступят лучшие студенты академии искусств, инструменталисты и вокалисты, лауреаты различных международных конкурсов, а 31 мая – ученики музыкальных школ города. В прошлом году концерт с участием учеников музыкальных школ и школ искусств вызвал большое оживление. Мы раздвигаем жанровые рамки, исполняем музыку приморских композиторов.
Конечно, добиться глобальных изменений за год мне не удалось. Но я не теряю оптимизма и стараюсь находить выходы.
А что до планов… Хочу ввести абонементы – «Шедевры мировой классики», «По странам и континентам», «Композиторы – детям». В апреле проходит фестиваль классической музыки «Дальневосточная весна». Для любителей оперетты в планах постановка в полуконцертной версии шедевра Имре Кальмана «Сильва». Уверен, что этот спектакль, так же как и оперетта «Летучая мышь», порадует приморцев.
Мы с музыкантами прекрасно сработались, понимаем друг друга, а это очень важно.
Универсальный солдат
– Вряд ли вы мечтали быть дирижером с юного возраста…
– Конечно, не мечтал. Даже не знал, что есть такая профессия…
Я рос в маленьком шахтерском городке Марганце в Днепропетровской области. Отец был шахтером. И хорошо играл на баяне. Я маленьким наблюдал за ним, слушал, как мама пела. И даже пытался повторить, наиграть что-то на баяне. Родители увидели, что тянусь к музыке, и отвели в музыкальную школу. Я стал учиться играть на баяне.
– Мальчишки, если мыслить стереотипами, чаще всего представляются не в музыкальной школе, а в футбольной секции, например. Когда вы учились, не было желания бросить музыку?
– Не было. Но выбор делать пришлось. Дело в том, что в школе я активно занимался спортом – футболом, волейболом, легкой атлетикой. И записался в секцию бокса. Даже успехи делал на этом поприще… А потом преподаватель в музыкальной школе вдруг спросил, в чем дело, почему я стал хуже играть, что у меня с руками. Я рассказал про бокс. Преподаватель ужасно рассердился. Сказал: эти профессии несовместимы. Или ты музыкант и бережешь руки, или ты боксер и сшибаешь пальцы, ломаешь суставы. Вызвал родителей и поставил ультиматум – музыка или бокс. Мама и отец тогда впервые дали мне возможность самому выбрать. И я бросил бокс. Так что, когда встал вопрос о будущей профессии, я уже знал, что буду поступать в Днепропетровское музыкальное училище.
В училище я впервые столкнулся с дирижированием. Эти занятия у нас вел Петр Леонидович Яновский, замечательный оперный дирижер, создавший после войны симфонический оркестр Днепропетровска. Он как-то сразу стал выделять меня среди учеников, что-то разглядел, начал давать сложные произведения. И мне это очень понравилось. По окончании училища я имел диплом баяниста и дирижера самодеятельного оркестра народных инструментов.
– И после училища, конечно, была консерватория?
– Была армия. Попал я в ограниченный контингент в ГДР, в танковые войска. Никакой музыки. Танки, мазут, грязные руки, строевая подготовка… А через некоторое время случился смотр самодеятельности. Прапорщик набирал артистов. Кто-то вызвался читать стихи, я сказал, что умею играть на баяне. Принесли баян из местного военного духового оркестра. Его дирижер, послушав меня на смотре, сказал: «Хочешь служить в оркестре? Срочно осваивай духовой инструмент, и я тебя беру. Даю месяц».
Научился я играть на трубе, через месяц перевели в оркестр. Там и дослуживал. И на сверхсрочную остался.
– Сверхсрочную? Почему?
– При оркестре был небольшой эстрадный коллектив, играли Поля Мориа, Джеймса Ласта… Я играл в нем на гитаре. Мне это было очень интересно, куда интереснее, чем трубить на плацу. Однажды сказал дирижеру, что умею делать оркестровки. И показал сделанную для этого эстрадного коллектива оркестровку вальса из фильма «Берегись автомобиля». Музыканты тут же это сыграли.
Скоро стал дирижировать эстрадной группой. Тогда мне и предложили остаться на сверхсрочную. А я очень хотел поступить в консерваторию, купить хороший баян. Концертные баяны стоили дорого. Мне сказали: послужишь, заработаешь, никуда консерватория не убежит. Я подумал – и остался.
Отслужил четыре года в небольшом городке под Берлином. Наш эстрадный коллектив, когда я стал им руководить, сделал несколько концертных программ, мы начали ездить с концертами по разным частям, выступать на вечерах российско-германской дружбы – словом, чуть не всю ГДР объездили, до Ростока доезжали. Заодно готовился к поступлению в консерваторию во Львове. Поступил сначала на заочное отделение, а когда вышел в отставку, уже и на очное. Проучился пять лет на баяниста, получив одновременно диплом дирижера профессионального оркестра народных инструментов.
Звезды пишут судьбы под музыку
– Как же вы в итоге пришли к симфоническому дирижированию?
– После консерватории моя карьера сольного исполнителя складывалась удачно. Сделал множество концертных программ, работал в филармонии, гастролировал в Польше, Болгарии, Югославии. Одновременно работал как дирижер с оркестром народных инструментов. И вроде все было хорошо, но я понимал, что как дирижеру мне не хватает знаний, был неудовлетворен тем, что делаю. В итоге поступил в консерваторию на оперно-симфоническое дирижирование. Прошел полный курс – пять лет.
– Вы отдали обучению музыке в общей сложности…
– Двадцать лет. И думаю, что это было правильно. Мне, кстати, в какой-то момент снова пришлось делать выбор – между учебой и карьерой исполнителя. Концерты, гастроли не согласовывались с графиком учебы, и я решил ими пожертвовать. Главное для меня было стать настоящим дирижером. И я им стал. Работал во Львовском академическом театре оперы и балета. Это была серьезная школа.
– А как в вашу жизнь вошла оперетта?
– О, это еще во времена учебы в Днепропетровске началось. В конце 70-х там открылся оперный театр, среди прочих премьер давали «Летучую мышь». И мы, студенты, просто влюбились в этот спектакль. Потом уже, во время работы во Львове, мне пришлось ставить «Летучую мышь», дирижировать «Цыганским бароном».
Когда я отработал во Львове лет пять, пришло известие, что в Волгограде объявили конкурс на главного дирижера музыкального театра. Мне посоветовали попробоваться. Позвонил в Волгоград, там сказали: хорошо, давайте, 7 марта продирижируете «Марицу» Кальмана – это будет ваша конкурсная работа. Я стал искать во Львове клавир – нету нигде «Марицы»! Еле нашел пластинку, слушал, учил… За пару дней до выезда снова звоню в Волгоград, а мне говорят: у вас вместо «Марицы» будет 8 марта «Сильва». Я в шоке. Завтра уже поезд! Еле нашел клавир, два дня в поезде учил его. Но выучил наизусть.
Приехал – и (по сути, без репетиции) сразу на спектакль. Продирижировал. И так звезды сложились, что ли… Все-таки был праздник, в зале было городское и областное начальство. А настроение особое, многие зрители пришли с цветами и буквально завалили сцену после спектакля. Начальство как-то по-своему все это оценило, и мне предложили в качестве пробного спектакля поставить оперу «Риголетто». А уже потом, после премьеры, которая прошла с большим успехом, со мной заключили контракт на должность главного дирижера.
Владивосток – это перспективно
– Долго вы проработали в музыкальном театре Волгограда?
– Главным дирижером – 15 лет. Даже не могу сказать, сколько поставил спектаклей… Только одних оперных тринадцать: «Травиата», «Бал-маскарад», «Риголетто», «Свадьба Фигаро», «Пиковая дама», «Иоланта» и многие другие. А уж оперетт, которые поставил и продирижировал, и не сосчитать: «Сильва», «Марица», «Баядера», «Мистер Икс», «Фиалка Монмартра», «Цыганский барон», «Летучая мышь», «Венские встречи», «Прекрасная Елена», «Бабий бунт», «Ханума»…
– А как вы решили приехать во Владивосток?
– Новый театр – это всегда вызов, всегда интересно. Когда меня пригласили приехать сюда и стать главным дирижером балетных спектаклей, это предложение показалось очень интересным. Создавать все с нуля, быть у истоков нового, крупного театра оперы и балета – это уникальная возможность. В каком-то смысле в Волгограде я достиг определенного потолка. И потому с большими ожиданиями уехал во Владивосток. И не разочаровался!
– Вы уже чувствуете себя дальневосточником?
– Привыкаю. Нравится город, климат, люди. Нравится все!
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ