Итог встречи без галстуков - Россия без Курил?

Немного времени минуло с тех пор, как новые друзья-приятели Борис и Рю развлекались в уютном отеле совместной игрой на национальных японских барабанах, но до сих пор волны от второго российско-японского “саммита без галстуков” продолжают будоражить воображение мировой прессы, гадающей, сдал наконец президент Ельцин Южные Курилы настойчивым японцам или не сдал. Увы, домыслов, слухов и предположений вокруг спорных островов значительно больше, нежели достоверной информации.

8 май 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №372 от 8 май 1998

Немного времени минуло с тех пор, как новые друзья-приятели Борис и Рю развлекались в уютном отеле совместной игрой на национальных японских барабанах, но до сих пор волны от второго российско-японского “саммита без галстуков” продолжают будоражить воображение мировой прессы, гадающей, сдал наконец президент Ельцин Южные Курилы настойчивым японцам или не сдал. Увы, домыслов, слухов и предположений вокруг спорных островов значительно больше, нежели достоверной информации.

Редакция “В” предлагает своим читателям комментарий, подготовленный в недрах одного из самых взвешенных и достоверных источников международных новостей - японского правительственного канала NHK world. Конечно, можно и дальше гадать о сроках передачи островов (50, 75 или 90 лет?), о сумме выкупа (2, 3 или 5 млрд. долларов?), но нельзя сомневаться, что схема передачи будет именно такой, какой ее нарисовали японцы.

Главной темой повестки дня встречи на высшем уровне в курортном местечке Кавана был территориальный спор из-за островов, которые Япония называет “северными территориями”. Япония внесла новое предложение по этому вопросу, которое включает три основных момента. Во-первых, проведение новой межгосударственной границы между островами Итуруп и Уруп. Во-вторых, ограничение права России управлять спорными островами определенным сроком. В-третьих, одновременно Япония и Россия будут развивать экономическое сотрудничество и готовиться к передаче управления островами Японии.

Проведение границы к северу от “северных территорий” фактически явится признанием японского суверенитета над всеми этими островами. Право России на управление, признаваемое во втором моменте, не будет означать ее права на суверенитет. Оно предполагает только право на ведение законодательной, юридической и административной деятельности. Поэтому и подчеркивается различие между правом суверенитета и правом управления. Иными словами, японское предложение относится лишь к переходному периоду, во время которого Япония будет обладать суверенитетом, а Россия будет управлять островами.

Экономическое сотрудничество, о котором говорится в третьем моменте, представляет собой ту часть, к которой Россия относится с наибольшим энтузиазмом. Япония говорит, что такое сотрудничество возможно в определенных рамках. Похоже, Япония сделала это предложение в ответ на активный интерес со стороны президента Ельцина, а также для ускорения темпов переговоров с целью заключить мирный договор к 2000 году.

Как ожидается, Россия серьезно рассмотрит предложение Японии. После встречи президент Ельцин сказал, что не может дать ответ сразу, однако настроен оптимистично. Это, безусловно, отражает тот факт, что Россия тоже получит свои выгоды. Само собой, что в России будет внутренняя оппозиция, но предложение Японии станет, по-видимому, центральным в переговорах о заключении мирного договора.