Детство должно быть с великом
Новый проект активистов велосипедного движения во Владивостоке растопил сердца горожан
В рамках нового благотворительного проекта «Двухколесное детство» организаторы действующей в приморской столице веломастерской «Сам себе велосипед» не просто дают вторую жизнь старым детским велосипедам, но еще и дарят маленьким приморцам уверенность в своих силах.
Крути педали, дыши свободно!
Своеобразным девизом для Антона Савенко, автора проекта «Двухколесное детство», стала известная в Интернете фраза: «Если у тебя в детстве не было велосипеда, а сейчас есть «Бентли» (автомобиль класса люкс. – Прим. ред.), то у тебя все равно в детстве не было велосипеда!».
Антон считает, что свой железный конь просто необходим каждому ребенку, ведь именно он дает самым маленьким чувство свободы, уверенности в себе и ответственности за свои действия.
– Я помню свои ощущения, когда у меня появился первый велосипед: я был волен ехать, куда захочу, пользовался большой популярностью у сверстников. У детей должно быть свое собственное транспортное средство, ведь у них и так в этом возрасте мало чего есть своего, – рассуждает Антон Савенко. – А вообще, мы просто дарим ребятам велосипед, а уже они сами решают, что он для них будет значить.
Бескорыстие рождает предложение
Проект родился в веломастерской «Сам себе велосипед» в преддверии зимы. Чтобы не простаивать без дела после закрытия велосезона, здесь решили собирать у местного населения старые, отслужившие свое или просто ненужные детские велосипеды, реставрировать их и раздавать тем, кто в них действительно нуждается: ребятам из неблагополучных семей, досуговых центров, в том числе в селах Приморья.
В итоге сделать и раздать столько велосипедов, сколько хотели изначально, не получилось. А вот активность со стороны населения превысила все ожидания: сегодня в мастерскую звонят даже с авторазборок с просьбой забрать крупные партии рам. Горожанам бывает трудно довезти свои старые велики до кампуса ДВФУ, но в «Двухколесном детстве» решили эту проблему, и теперь железных коней предлагают приносить в антикафе в центре Владивостока.
За каждый велик здесь выдается благодарность, а судьбу его потом можно проследить по фотографиям на странице проекта в социальной сети.
– Приятно видеть реакцию людей, которые сначала долго не верят, что проект благотворительный, а потом благодарят за такую идею. Кто-то вызывается сам поработать, но мы к таким предложениям относимся с осторожностью: в детских велосипедах главное – безопасность, и потому работать с ними должны только профессионалы, – уверен Антон Савенко.
Тормоза и «дудлики»
В проекте «Двухколесное детство», помимо самого Антона, трудятся еще двое специалистов – художница Варя Че и механик Влад Смирнов.
Как правило, работа ведется параллельно над несколькими железными конями и занимает в среднем две-три недели. Состояние велосипедов чаще всего оставляет желать лучшего, и потому их тут заново красят, подбирают к ним новые детали (которые в нашем крае не так-то легко достать), особое внимание уделяют тормозной системе – ведь безопасность тут на первом месте.
Небольшой размер рамы усложняет работу механика по ее зачистке. Некоторые технологические секреты ему приходится открывать для себя заново.
– Здесь я впервые в своей практике столкнулся с так называемыми фрикционными тормозами (чтобы остановиться, надо крутить педали назад). Мы никогда подобного не ремонтировали, поэтому пришлось перелопатить много литературы, но в итоге я справился, чем очень горжусь! – рассказывает Влад Смирнов.
Одной «перетряской» аппарата тут не обходятся: отремонтированный велик украшают тонкой вязью так называемых дудликов – бессюжетных картинок в духе тех, которыми многие из нас в школьные годы украшали поля в тетрадке.
Расшевелить всех
Самый первый велосипед, сделанный в рамках «Двухколесного детства», его получатель, мальчик из села Романовка, просто… не принял – убежал. За некоторое время до этого у него украли велосипед, и в доброту незнакомого человека ребенок просто не мог поверить. Впрочем, через 10 минут мальчишка вернулся, принес дарителям конфеты и велик все-таки забрал.
Следующий подарок ушел в проблемную семью – к девочке, у которой даже нет свидетельства о рождении (у мамы при родах не оказалось паспорта).
Еще один велосипед дожидается своего часа в досуговом центре Романовки…
Сворачивать проект мастера пока не планируют – говорят, что будут продолжать по мере сил и возможностей. И если всю сопутствующую «химию» – краску, антикоррозийное покрытие – оплачивает фирма-поставщик, то остальные затраты ложатся на мастерскую. Возможно, к лету работа в этом направлении немного замедлится, поскольку появятся другие проекты, но совсем не прекратится. Поэтому, если у вас дома стоит ненужный детский велосипед, в «Двухколесном детстве» его у вас с удовольствием примут.
– Мы активно поддерживаем популяризацию велосипедного движения во Владивостоке, – говорит главный специалист управления по делам молодежи администрации города Сергей Язев. – Радует, что ребята из мастерской «Сам себе велосипед» ведут несколько сопутствующих проектов, позволяющих расшевелить горожан: например, в «Велоберлоге» принимают на зиму велосипеды, что помогает любителям активного отдыха скорее пересесть на железных коней с приходом теплого сезона.
А «Двухколесное детство» заставило их обратить внимание на те велики, которые, казалось бы, были ненужными, чтобы помочь в итоге тем, кто в них действительно нуждался. Таким проектам мы оказываем активную информационную поддержку.
Справка «В»
Мастерская и велопрокат «Сам себе велосипед» – организаторы множества мероприятий на территории Владивостока: тематических велоколонн, велоквестов, соревнований по различным велодисциплинам. Кроме того, в рамках проекта «Сезон двух колес», получившего грант на городском конкурсе «Молодежная инициатива», прошлым летом в Музее города работала уникальная велоэкспозиция, а также проводились тематические экскурсии по Владивостоку на железных конях.
Автор: Антон ВАЛЬТОН