Порто-франко не ограничится береговой полосой
Реализация предложения президента России Владимира Путина по созданию свободного порта во Владивостоке потребует многие годы, считает директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС доктор экономических наук, профессор Александр Латкин.
– Предоставление порту возможностей для стремительного роста предполагает этот самый рост. А куда расширяться Владивостокским морскому торговому и рыбному портам? Географически они зажаты узкой береговой полосой на полуострове Шкота и мысе Чуркина. Глубины на фарватере и у причальных стенок не позволяют подходить и швартоваться крупным судам мегакласса. Впрочем, в ущерб экологии можно провести дноуглубительные работы. Тогда придут под выгрузку (загрузку) океанские контейнеровозы и сухогрузы. Но ведь нет площадок для складирования грузов. Железная дорога не сможет подвезти к ним и вывезти оттуда предполагаемый в перспективе объем груза. Автомобильные контейнеровозы и так затрудняют свободное передвижение по Владивостоку остального транспорта.
Поэтому одним из выходов из ситуации может стать распространение режима порто-франко на создаваемый сейчас в рамках первого ТОРа сухой порт в Надеждинском районе, а также использование других прибрежных площадок под причальные стенки на острове Русском и полуострове Муравьева-Амурского. В концепцию порто-франко отлично вписывается также инициированный главой города Игорем Пушкаревым проект строительства Владивостокской кольцевой автодороги. В идеале видится распространение свободного режима на порты Зарубино, Находка и Посьет, портопункты Славянка, Большой Камень, Козьмино и Южно-Морской, планируемый порт в бухте Суходол.
Также не стоит забывать, что Владивостокская таможня дает самый значительный приток таможенных платежей на Дальнем Востоке. Вряд ли государство откажется от таких финансовых поступлений, особенно в нынешней крайне сложной политической и экономической ситуации в мире. Поэтому и в этом вопросе также важно найти компромисс.
Автор: Николай КУТЕНКИХ